МБДОУ детский сад № 111 г. Пенза
Музыкальные руководители: Колдашова Н.Н., Ионова Л.В
Цель: Создать душевную, праздничную атмосферу и доставить радость.
Задачи: 1) Приобщать детей к народной культуре и фольклору. Познакомить с традициями празднования Масленицы.
2) Развивать физические качества (силу, выносливость, быстроту реакции) и двигательную активность при выполнении спортивных упражнений и подвижных игр.
3) Воспитывать интерес к народному творчеству, формировать желание участвовать в обрядовых праздниках.
Атрибуты и оборудование: акустическая колонка, ноутбук, микрофон; чучело Масленицы, Ярило, платок, бубны, конусы – ориентиры, обручи, мячи, коробочка с бруском, скакалка, ватрушки – ледянки, карусель из ткани.
Действующие лица: Хозяйка, Емеля, Цыган, Цыганки, Медведь.
Ход праздника:
Звучит русская народная музыка
(Дети собираются на площадке)
Хозяйка: Собирайся народ! Масленица у ворот!
Масленица широкая, всех на праздник зовёт!
Хороводы заведём, песни вместе запоём,
Будем веселиться, чтоб с зимой проститься!
Пляска «Ах, ты, Зимушка – зима!» (1 куплет)
Хозяйка: Праздник продолжается, сказка начинается!
Вы загадку отгадайте и героя в ней узнайте!
Этот парень – всем потеха,
На печи к царю приехал.
Он – чудак на самом деле…
Все зовут его? (Емеля)
(Под музыку приходит Емеля)
Хозяйка: Наш Емеля, вот так да, сам пожаловал сюда!
Емеля: Я – Емелюшка – Емеля,
Калачи ел всю неделю,
На печи я всё лежал,
Думал, праздник я проспал.
Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
А вы любите калачи, лепёшки да блины? (Да)
Хозяйка: Прежде чем блинами угощаться, надо славно постараться! Что ты, Емеля, умеешь делать? Только давай без твоего: «По щучьему велению…»
Емеля: Я умею (думает) умею… играть!
Подвижная игра – кричалка «Блины – Лепёшки»
(Всех детей условно делят на две команды, движения, о которых говорится в тексте кричалки, будут общими для всех, а кричать первая команда (по сигналу левой руки ведущего) должны громко и дружно: «Блины». Вторая команда вслед за сигналом, сделанном правой рукой ведущего, кричат: «Лепёшки»)
Хороша была зима, её мы провожаем,
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печём с припёком мы (знак левой рукой)…Блины!
И вкусные (знак правой рукой) …Лепёшки!
И весело и дружно хлопаем в ладошки. (Все хлопают)
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели, ели мы (знак левой рукой)…Блины!
И ещё (знак правой рукой) …Лепёшки!
А теперь вокруг себя покружимся немножко. (Все кружатся)
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты – старанье,
На столе стоят (знак левой рукой)…Блины!
А рядышком (знак правой рукой) …Лепёшки!
Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке. (Все прыгают)
Ещё кружок вокруг себя (Все кружатся)
И хлопаем в ладошки. (Все хлопают)
Хозяйка: Из покон веков зимой на Руси, чтобы не мёрзнуть, носили валенки. А на Масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит валенок.
Емеля: Ох, и холодно стоять, надо братцы поиграть! Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём!
Игра – забава «Валенок»
(Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках валенки, по сигналу, бросают, кто дальше? На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.)
Емеля: А зачем Зиму провожать! Зимой хорошо, пахать, сеять не надо, лежи себе на тёплой печи, да жуй мамкины калачи! И в игры можно зимние поиграть! Смотрите, какие интересные!
Игра – эстафета «Гонки на блинах – ватрушках»
(Один ребёнок везёт другого до конуса, меняются местами, возвращаются, передают следующей паре.)
Емеля: Что ж, друзья, начнём сначала, встали снова все в кружок.
Вот смотрите, коробок (или ледок),
Бью ногой, лови, дружок!
Ты, дружок, сейчас попал,
И теперь водящим стал!
Чтоб досады не доставила, объясняю правила.
Игра «Коробочка или Ледышка»
(Играющие встают в круг и берутся за руки. Водящий в центре круга старается пнуть коробочку (ледышку) так, чтобы она покатилась и задела чью – либо ногу. Стоящие в кругу стараются избежать соприкосновения с ней, подпрыгивают, уворачиваются, но при этом они не должны выходить из круга и расцеплять руки. Если коробочка задела чью – то ногу, то её обладатель становится водящим, а его предшественник встаёт в круг.)
Хозяйка: Да, хороши зимние игры, да только прошла зимняя пора, настало время Весну встречать, Масленицу отмечать! Дети целый год ждали Масленицу, давайте её позовём! (Дети зовут Масленицу.)
(Под музыку приходят Цыганки с чучелом Масленицы и Ярилом, Цыган с Медведем на цепи.)
Цыганка 1: Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Пришла Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Вокруг Масленицы пойдём,
Хоровод заведём.
Музыкальная игра «Масленица с платочком»
(Дети идут по кругу, взявшись за руки. Цыганка идёт в кругу с чучелом Масленицы и говорит слова.
Цыганка 1: А я – Масленица, я не падчерица,
Я по кругу иду, к вам сейчас подойду.
Разбивает платком руки двоих участников, они встают спиной др. к др.
Цыганка 1: На плече платок лежит, кто быстрее добежит!
Раз, два, три – беги!
Двое участников бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первый добежит, хватает платок.)
(Ставят чучело Масленицы в сугроб.)
Цыганка 2: Продолжаем мы играть!
С бубном будете плясать?
«Игра с бубном»
(Каждая группа образует свой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Цыганка 2: Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Весело станцует нам!
Дети, у кого бубны оказались в руках, выходят в центр круга и под музыку танцуют вместе с героями.)
Емеля: Друзья мои, скажу вам честно,
Давно мне не было так интересно!
То ли ещё будет! С бубном поиграли,
А попрыгать теперь не пора ли?
Игра «Лодочка качается»
(Взрослые крутят скакалку, дети подбегают и прыгают.)
Игра – эстафета «Прокати мяч обручем»
Игра «Карусели»
Емеля: А сейчас соревнование – «Потяг».
Состязаться мы будем так!
Эстафета «Потяг» (подгот. гр.)
(Две команды выстраиваются в шеренги и сцепляются согнутыми в локтях руками, образуя цепочки. В начале цепочек становятся самые сильные игроки — «Заводные». В центре площадки чертят «границу». Подводят цепочки к границе, «заводные» берут друг друга под руки и с помощью команды пытаются перетянуть через границу противников на свою сторону. Побеждает команда, которая сможет перетянуть несколько игроков команды соперников.)
Хозяйка: Наигрались? Развлеклись?
Не напрасно собрались!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай!
(Под р. н. песню «Ой, блины, блины!» в обр. А. Абрамовского
дети идут в группы угощаться блинами.)
Оставить комментарий