МБДОУ детский сад 111 г.Пензы
Автор: воспитатель Новожилова Ирина Анатольевна
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы;
Предшествующая работа
Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Наглядно — дидактический материал:
Плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик)
Ход занятия
Воспитатель: Дети, какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Что происходит весной?
Дети: Весной всё распускается, зеленеет.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, что мы с вами попали на зелёную лесную полянку. (Звучит мелодия со звуками насекомых. Воспитатель раскладывает бумажные цветы)
Воспитатель: Открываем глазки. Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто издаёт эти звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, и мы с вами попали на полянку к маленьким жителям.
Воспитатель — Присаживайтесь на полянку.
Воспитатель — Я собрала в коробку насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?
Ответы детей.
Воспитатель — Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка)
Воспитатель — Какая она?
(дети — Красная, яркая)
Воспитатель — Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов? (Выделяет горькую, желтую жидкость с неприятным запахом)
Воспитатель — Божья коровка — это полезное насекомое или нет?
(дети — Полезное)
Воспитатель — Какую пользу приносит?( Варианты ответов детей)
Воспитатель: она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель — Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети — Бабочка)
Воспитатель — Чем питается бабочка?
(дети — Соком растений, нектаром)
Воспитатель — Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель — Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
(дети — Погибнет)
Воспитатель — Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(дети — Пользу, опыляют растения)
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)
— Молодцы!
Воспитатель – Следующее насекомое
Он работник настоящий,
Очень — очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(дети — Муравьи)
Воспитатель — Муравьи живут большими семьями.Их дом называется муравейник. его строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок.
Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?
(дети — Строят муравейники, ремонтируют)
Воспитатель — Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
(дети — Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
Воспитатель — Муравьи полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель — Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель — Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(дети — Кузнечик)
Воспитатель — Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети — В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель — А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети — Мы услышим, как он поет)
Воспитатель: он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?
(дети — Стрекочет)
Воспитатель — Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель — Каких полезных насекомых еще знаем?
(дети – Пчела — дает нам мед; стрекоза — уничтожает комаров, мух)
Воспитатель – Насекомые бывают еще и вредными, например: муха, комар, они разносят болезни, грязь)
Воспитатель -А теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).
— А как можно назвать одним словом всех жителей нашей полянки? (насекомые)
У всех насекомых есть голова, тело, брюшко, с каждой стороны по три ножки- всего шесть.(дети рассматривают изображения насекомых на мольберте).
А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
Воспитатель — Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
Воспитатель — Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?
-Где живут насекомые?
Какую пользу приносят?
-Назовите вредных насекомых.
-Какой вред от них?
-Молодцы! Все верно рассказали.
Оставить комментарий