НОД во 2 младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Мир насекомых»

МБДОУ детский сад 111 г.Пензы

Автор: воспитатель Новожилова Ирина Анатольевна

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. 
Задачи: 
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; 
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни; 
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека; 
-активизировать и расширять словарный запас; 
-развивать связную речь. 
-прививать бережное отношение ко всему живому; 
-замечать красоту окружающей природы; 

Предшествующая работа 
Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых». 
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые». 
Наглядно — дидактический материал:
Плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик)

Ход занятия 
Воспитатель: Дети, какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Что происходит весной?
Дети: Весной всё распускается, зеленеет.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, что мы с вами попали на зелёную лесную полянку. (Звучит мелодия со звуками насекомых. Воспитатель раскладывает бумажные цветы) 
Воспитатель: Открываем глазки. Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто издаёт эти звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, и мы с вами попали на полянку к маленьким жителям.
Воспитатель — Присаживайтесь на полянку.

Воспитатель — Я собрала в коробку насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые? 
Ответы детей.

Воспитатель — Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать. 

Одевает эта крошка 
Платье красное в горошек. 
И летать умеет ловко, 
Это … (божья коровка)

Воспитатель — Какая она? 
(дети — Красная, яркая) 

Воспитатель — Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов? (Выделяет горькую, желтую жидкость с неприятным запахом) 
Воспитатель — Божья коровка — это полезное насекомое или нет? 
(дети — Полезное) 
Воспитатель — Какую пользу приносит?( Варианты ответов детей)
Воспитатель: она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов. 

Воспитатель — Отгадайте следующую загадку. 

Спал цветок и вдруг проснулся, 
Больше спать не захотел. 
Шевельнулся, встрепенулся, 
Взвился вверх и улетел. 
(дети — Бабочка) 

Воспитатель — Чем питается бабочка? 
(дети — Соком растений, нектаром)
Воспитатель — Можно ли ловить бабочек? Почему? 
(дети — Нет, мы можем поранить бабочку) 

Воспитатель — Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится? 
(дети — Погибнет) 
Воспитатель — Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? 
(дети — Пользу, опыляют растения) 
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

— Молодцы!
Воспитатель – Следующее насекомое

Он работник настоящий, 
Очень — очень работящий. 
Под сосной в лесу густом 
Из хвоинок строит дом. 
(дети — Муравьи) 

Воспитатель — Муравьи живут большими семьями.Их дом называется муравейник. его строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок.

Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? 
(дети — Строят муравейники, ремонтируют) 
Воспитатель — Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются? 
(дети — Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник) 
Воспитатель — Муравьи полезные, они поедают гусениц, тлю) 
Воспитатель — Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса. 
Воспитатель — Эта загадка про кого? 

Прыгает пружинка — 
Зеленая спинка, 
С травы на былинку, 
С ветки на тропинку. 
(дети — Кузнечик) 

Воспитатель — Кузнечика мы заметим в траве? Почему? 
(дети — В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы) 
Воспитатель — А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет? 
(дети — Мы услышим, как он поет) 
Воспитатель: он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает? 
(дети — Стрекочет) 

Воспитатель — Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми. 

Воспитатель — Каких полезных насекомых еще знаем? 
(дети – Пчела — дает нам мед; стрекоза — уничтожает комаров, мух) 

Воспитатель – Насекомые бывают еще и вредными, например: муха, комар, они разносят болезни, грязь) 

Воспитатель -А теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло. 

Игра «Кого не стало» 

( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало). 
 — А как можно  назвать одним словом всех жителей нашей полянки? (насекомые)
У всех насекомых есть голова, тело, брюшко, с каждой стороны по три ножки- всего шесть.(дети рассматривают изображения насекомых на мольберте).

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель — Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся. 

Воспитатель — Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?

-Где живут насекомые?

 Какую пользу приносят?
-Назовите вредных насекомых.

-Какой вред от них? 

-Молодцы! Все верно рассказали.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*