Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 111 г. Пензы «Оленёнок»
Автор: Гончарова Мария Владимировна
Воспитатель
Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности
Ход беседы
Воспитатель выходит к детям с подносом и предлагает отгадать, что на нем
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, что находится на подносе, необходимо отгадать загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Ребята, вы правильно отгадали.
Сегодня, 16 октября, отмечается всемирный день хлеба (слайд 1). А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (ответы: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)
Воспитатель: Русский народ во все времена с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали с хлебом и солью. Про хлеб говорили: «Хлеб — всему голова». Главная забота русского крестьянина всегда о хлебе. Недаром в русской пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».
Воспитатель: А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол? Может, он на дереве вырос? Может на грядке? А как вы думаете, что нужно для того, чтобы на нашем столе появился хлеб?
Дети: Посеять зернышки.
Воспитатель: Правильно, сначала весной сеют зерно, а осенью колоски созревают и люди выходят собирать урожай. В народе говорят так: «пора хлеб убирать».
Воспитатель: Ребята, а прежде чем посеять зернышки, что нужно сделать?
Дети: Вспахать поле.
Воспитатель: Раньше, ребята, люди запрягали лошадь и таким образом вспахивали землю (слайд 2). А теперь весной в поля выходят машины (слайд 3). У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.
Воспитатель: Что это за машина, и кто ею управляет?
Дети: Трактор, тракторист.
Воспитатель: А вот потом уже сеют зернышки. Раньше люди делали это вручную (слайд 4). А сейчас через некоторое время после тракторов в поле выходят уже другие машины. В колхозах поля огромные и, чтобы их быстро засеять, используют сеялки (слайд 5). Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг. Что же происходит на поле? Что делают зернышки?
Дети: Зерна проросли, появились всходы (слайд 6).
Воспитатель: Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос (слайд 7). Летом хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины. Как называются эти машины?
Дети: Комбайны (слайд 8).
Воспитатель: Как называют человека, который управляет комбайном?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом – элеватор (слайд 9). Что же происходит с зерном на элеваторе?
Дети: Его сушат и отбирают.
Воспитатель: Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы (слайд 10). Для чего, как вы думаете?
Дети: Из него делают муку.
Воспитатель: Что же происходит с мукой дальше?
Дети: Потом на специальных машинах — муковозах муку везут на хлебозаводы и пекарни (слайд 11). И уже из муки пекут хлеб (слайд 12).
Воспитатель: А как называют тех людей, которые пекут хлеб?
Дети: Пекари. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины (слайд 13).
Воспитатель: Как называется специализированный магазин, где продаются только хлебобулочные изделия? (слайд 14)
Дети: Булочная. И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб.
Воспитатель: Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол?
Дети: Сеют зерна, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.
Дети: Хлеб выращивают хлеборобы, комбайнёры убираю зерно, потом его везут на мельницу, где из него делают муку, отвезут эту муку на пекарню, а из него мастера-пекари пекут хлеб. Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели мягкий, вкусный, душистый хлеб.
Воспитатель: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять.
СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)а
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Вам предстоит продолжить предложение. (отвечают хором).
В чай кладут всегда лимон
Масло мажут на … (Батон.)
Белый хлебушек отличный
Из муки он из … (Пшеничной.)
Из ларька несу домой
Темный хлебушек … (Ржаной.)
Для мальчиков и девочек
А также для родителей
Для бабушек и дедушек
Всегда есть свежий… (Хлебушек.)
Ваня, лежа на печи
Ест большие… (Калачи)
Ест сестра Катюшка
С творогом… (Ватрушку.)
Только гости на порог
К чаю мы несем… (Пирог.)
Любят девчонки
Любят мальчишки
Круглые, вкусные, свежие… (Пышки.)
Воспитатель: Помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Воспитатель: Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.
Послушайте русские поговорки о хлебе.
- Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Оставить комментарий