Беседа с детьми подготовительной группы «Хлеб -всему голова»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 111   г. Пензы «Оленёнок»

Автор: Гончарова Мария Владимировна

Воспитатель

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы

Воспитатель выходит к детям с подносом и предлагает отгадать, что на нем

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, что находится на подносе, необходимо отгадать загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Ребята, вы правильно отгадали.

Сегодня, 16 октября, отмечается всемирный день хлеба (слайд 1). А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (ответы: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Воспитатель: Русский народ во все времена с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали с хлебом и солью. Про хлеб говорили: «Хлеб — всему голова». Главная забота русского крестьянина всегда о хлебе. Недаром в русской пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».

Воспитатель: А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол? Может, он на дереве вырос? Может на грядке? А как вы думаете, что нужно для того, чтобы на нашем столе появился хлеб?

Дети: Посеять зернышки.

Воспитатель: Правильно, сначала весной сеют зерно, а осенью колоски созревают и люди выходят собирать урожай. В народе говорят так: «пора хлеб убирать».

Воспитатель: Ребята, а прежде чем посеять зернышки, что нужно сделать?

Дети: Вспахать поле.

Воспитатель: Раньше, ребята, люди запрягали лошадь и таким образом вспахивали землю (слайд 2). А теперь весной в поля выходят машины (слайд 3). У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.

Воспитатель: Что это за машина, и кто ею управляет?

Дети: Трактор, тракторист.

Воспитатель: А вот потом уже сеют зернышки. Раньше люди делали это вручную (слайд 4). А сейчас через некоторое время после тракторов в поле выходят уже другие машины. В колхозах поля огромные и, чтобы их быстро засеять, используют сеялки (слайд 5). Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг. Что же происходит на поле? Что делают зернышки?

Дети: Зерна проросли, появились всходы (слайд 6).

Воспитатель: Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос (слайд 7). Летом хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины. Как называются эти машины?

Дети: Комбайны (слайд 8).

Воспитатель: Как называют человека, который управляет комбайном?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом – элеватор (слайд 9). Что же происходит с зерном на элеваторе?

Дети: Его сушат и отбирают.

Воспитатель: Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы (слайд 10). Для чего, как вы думаете?

Дети: Из него делают муку.

Воспитатель: Что же происходит с мукой дальше?

Дети: Потом на специальных машинах — муковозах муку везут на хлебозаводы и пекарни (слайд 11). И уже из муки пекут хлеб (слайд 12).

Воспитатель: А как называют тех людей, которые пекут хлеб?

Дети: Пекари. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины (слайд 13).

Воспитатель: Как называется специализированный магазин, где продаются только хлебобулочные изделия? (слайд 14)

Дети: Булочная. И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб.

Воспитатель: Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол?

Дети: Сеют зерна, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.

Дети: Хлеб выращивают хлеборобы, комбайнёры убираю зерно, потом его везут на мельницу, где из него делают муку, отвезут эту муку на пекарню, а из него мастера-пекари пекут хлеб. Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели мягкий, вкусный, душистый хлеб.

Воспитатель: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять.

СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)а

А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза

Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Вам предстоит продолжить предложение. (отвечают хором).

В чай кладут всегда лимон

Масло мажут на … (Батон.)

Белый хлебушек отличный

Из муки он из … (Пшеничной.)

Из ларька несу домой

Темный хлебушек … (Ржаной.)

Для мальчиков и девочек

А также для родителей

Для бабушек и дедушек

Всегда есть свежий… (Хлебушек.)

Ваня, лежа на печи

Ест большие… (Калачи)

Ест сестра Катюшка

С творогом… (Ватрушку.)

Только гости на порог

К чаю мы несем… (Пирог.)

Любят девчонки

Любят мальчишки

Круглые, вкусные, свежие… (Пышки.)

Воспитатель: Помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом.

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Воспитатель: Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

  • Хлеб да вода – богатырская еда.
    • Хлеб батюшка, водица матушка.
    • Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
    • Худ обед, коли хлеба нет.
    • Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
    • Пот на спине – так и хлеб на столе.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*