Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №110 города Пензы «Страна чудес»
Составил воспитатель: Макшанова Т.А.
Игра — основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями.
В возрасте 5-6 лет сюжетно- ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношение между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки); это выражает единство предметного и социального содержания игры дошкольника. В играх сюжет помогает подчиниться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.
Игры с правилами учат детей придумывать новые игры, воспитывают творческое отношение к игре в целом. Такой подход к детской игре избавляет ее от примитивизма, оснащает ребят способами игровых действий, позволяет варьировать игру. Например, в подвижных музыкальных играх «Кот и мыши», «Займи домик» и др. дети учатся ловко выполнять движения, соблюдать правила (идти тихо, крадучись; не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать образы). В играх «У медведя во бору », «Машины и пешеходы» дети учатся выполнять команды, действовать согласованно, вместе начинать и заканчивать действие; в играх «Лиса и зайцы», «Магазин игрушек» их внимание обращают на выразительность и оригинальность в передаче образа.
В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети по ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий характер.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой, умением отображать свои впечатления об окружающем мире.
Ребенок, находясь в детском сообществе, не столько пользуется его преимуществами, сколько удовлетворяется самим фактором принадлежности к нему, учится строить взаимоотношения в игре. Дети выбирают самые разные роли, изображая людей, находящихся в определенных социальных отношениях, а отношения этих людей-персонажей передают с помощью игрового действия.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Дети средней группы живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит белье, как продавец в магазине ловко взвешивает товар. Ребенок в реальной жизни еще не готов к овладению многими деятельностями, но с увлечение может делать это в игре.
Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла; у них формируется умение планировать игру, осуществлять ролевое взаимодействие. Мотивация игровой деятельности ребенка этого возраста направлена на совершенствование роли и игровых правил; у него развиваются волевые качества: самостоятельность, инициатива, лидерство, умение организовать сверстников в игре.
Для творческого воспроизведения детьми роли необходим системный подход к формированию игры, комплексное руководство ею. Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, но и единый комплекс педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры.
Метод комплексного руководства игрой эффективен при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:
а) планомерного обогащения жизненного опыта детей;
б) современных (обучающих) игр педагога с детьми, направленных на передачу им игрового опыта.
в) своевременного изменения предметно- игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
г) активизирующего общения взрослого с детьми, направленного на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач творческого развития, способствующего вступлению детей во взаимодействия друг с другом.
Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей.
В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для творческого, выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, украшения и тд. Для игр детям нужно разные ролевые атрибуты, например руль, бинокль, сумка. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.
Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Педагог использует косвенные приемы руководства: обогащает знания детей в связи с темой возникшей игры.
Предметно-игровая среда не должна сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу реализации игрового замысла. Игра должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять. Предметно – игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от игровых интересов детей, и уровня развития их игры.
Приемы и методы руководства детской игрой должны быть направлены :
- на формирование игры как деятельности;
- на формирование игры как средства нравственного воспитания и творческого развития детей, а так же дружеские взаимоотношений.
Начинать следует с организации сюжетно-ролевых игр, наиболее близким детям, — «Семья», «Детский сад» и др.
Одной из форм организации игры являются игры, сюжеты которых создаются по мотивам сказок и небольших рассказов. Эти сюжеты служат как бы образцами для создания сюжетов самими детьми на интересную их тему.
Другая форма организации сюжетно-ролевых игр – игры с предварительным планированием, когда заранее определяется тема, роли, игровые действия, события и их последовательность. Первоначально это может делать воспитатель, а затем и самим детям.
Третья форма организации сюжетно- ролевых игр отличается от первых двух тем, что определяется только тема (Давайте играть в «зоопарк). Сюжет заранее не обговаривается и строится по ходу самой игры. Это требует от каждого ребенка творческих способностей развить сюжет, воплотить его в ролевые действия, согласовать с действиями партнеров.
Каждая из перечисленных форм благоприятствует развитию определенных творческих, игровых умений.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка, так как она является основной формой организации жизнедеятельности дошкольника.
При условии комплексного руководства со стороны взрослого, она становится все более творческой и саморазвивающейся.
Оставить комментарий