МБДОУ детского сада № 111 г. Пензы
Составил: Музыкальный руководитель
Колдашова Н. Н.
Цель: Приобщать детей к народной культуре малой родины.
Задачи: 1)Расширять и закреплять знания об истории возникновения Пензенского края, о символах России, её величии и традициях.
2) Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к природе родного края.
3) Способствовать музыкально – эстетическому развитию детей.
Оборудование и атрибуты: ноутбук, портативная колонка, экран, проектор; деревянные ложки, флажки (красные, белые, синие).
Ход:
СЛАЙД № 1 «Современная Пенза»
Танец – вход с флажками под песню «Пенза – 350»
сл. В. Гвоздева, муз. А. Серебрякова
1 ребёнок: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
2 ребёнок: Мне не надо далей пенистых,
Не ищу иной красы я,
Край родимый, край мой Пензенский,
Ты и есть моя Россия!
(дети садятся на стульчики)
Ведущий: Пензенская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее.
СЛАЙД № 2 «Старинная Пенза»
Ведущий: Было это в семнадцатом веке. Пришёл сюда человек. Вышел к крутому обрыву. И встал очарованный красотой. Перед ним за извилистой лентой реки простералась зелёная долина. По – хозяйски осмотрел человек местность, прикинул и сказал: «Здесь стоять крепости государства Московского». Так на юго – восточной границе Московского государства в 1663 году возникла Пенза.
СЛАЙД № 3 «Памятник Первому поселенцу»
3 ребёнок: В любое время года
Прекрасен город мой,
Ведь славный город Пенза
Подарен нам судьбой.
4 ребёнок: Его дома и улицы
Историю хранят,
Ведь город наш родился
361 год назад.
СЛАЙД № 4 «Пензенская область на карте России»
Ведущий: Пензенская область – крохотный лоскуток на карте России. Расположена она в Среднем Поволжье на берегах реки Суры, благодаря чему и появилось второе название – «Сурский край», которому в этом году исполнилось 85 лет.
СЛАЙД № 5 «Гимн Пензенской области» (видео)
СЛАЙД № 6 «Дружба народов»
Ведущий: Многое повидала Пензенская земля за свою историю! Из уст в уста, из поколения в поколение передаёт народ славные были Пензенского края.
5 ребёнок: Татары, русские, мордва, чуваши
Веками жили здесь семьёй одной.
Трудолюбивы были предки наши,
И богател, и цвёл наш край родной.
Ведущий: Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни, у нас различная национальная культура и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живём, и для всех нас Россия является Родиной. Все мы – россияне!
6 ребёнок: Можно праздник продолжать,
Все народы приглашать.
СЛАЙД № 7 «Представители русской национальности»
(Под рус. нар. муз. входит Русская Хозяйка с караваем)
Русская Хозяйка: Мы всегда гостей встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция на Руси – встречать дорогих гостей хлебом да солью. Эту традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам (передаёт каравай ведущей).
Ведущий: Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не в праве:
«Хлеб – всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!(ставит каравай на стол)
Русская Хозяйка: Издавна славится русский народ мастерами, которые своими умелыми руками создавали красоту небывалую. Любой крестьянин мог вырезать ложку. Затем возник ложечный промысел. В своей работе каждый умелец старался передать всю красоту и ширь просторов России.
Вот ложки расписные –
Завиточки крутые,
И травы, и листочки,
Различные цветочки.
Разбирайте, детки, ложки,
Поиграем мы немножко!
Рук, коленей не жалей.
Что ж, встречайте ложкарей!
Танец «Русские ложки» (исп. гр. «Красны девицы»)
Русская народная игра «Змейка»
Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.
Правила:
- Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась.
- Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».
- Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать по склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек).
- Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.
СЛАЙД № 8 «Представители мордовской национальности»
Ведущий: Ребята, приготовьтесь встречать представителей мордовской национальности.
(Под мордовскую народную музыку входит Хозяйка с блинами)
Хозяйка: Здравствуйте! (на мордовском языке)
Мордовский народ –
Балагур ещё тот.
Любит шутки да смех,
Веселить любит всех.
Мордовские блины – одно из самых известных традиционных национальных блюд. Они готовятся по старинным рецептам, передаваемым из поколения в поколение, с добавлением пшённой муки. Готовят их к традиционным праздникам: встрече весны, к свадебному торжеству и другим значимым событиям. (отдаёт блины ведущей)
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт,
Хоть и не мой черёд,
А я выйду наперёд!
Песня на мордовском языке
(Я знаю интересную Мордовскую игру «Хищник в море».
В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные — рыбки. Для игры нужна верёвка длиной 2- 3м. На одном конце её делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берётся за свободный конец верёвки и бежит по кругу так, чтобы верёвка была натянута, а рука с верёвкой была на уровне коленей. При приближении верёвки детям – рыбкам нужно прыгать через неё.
Правила игры:
- Задетые верёвкой рыбки выходят из игры.
- Ребёнок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу.
- Верёвка должна быть постоянно натянута.)
СЛАЙД № 9 «Представители татарской национальности»
Ведущий: А теперь я вас хочу познакомить с семьёй Агишева Рауфа, который посещает наш детский сад. Готовы?
Тары, бары, растабары,
Вас приветствуют татары!
(Под татарскую национальную музыку входит семья Агишевых)
Мама: Добрый день! Мы – татары,
Выехали утром рано.
Привезли с собой Чак – чак,
Без него нельзя никак.
Аппетитный, золотистый,
Мёдом он полит душистым.
В торжество большая роль,
Среди блюд Чак – чак – король! (отдаёт ведущему)
Сын Рауф: (приветствует всех на татарском языке)
Татарский танец
Подвижная игра «Тюбетейка»
(Дети встают в круг и под музыку надевают по очереди тюбетейку. Музыка останавливается, у кого остаётся тюбетейка, тот выполняет задание).
СЛАЙД № 10 «Природа Пензенского края»
Ведущий: Сколько интересного можно узнать об истории родных мест и народах, проживающих на Пензенской земле! Мы должны помнить, знать и любить свою малую родину! Оберегать родную природу – это наш дом.
7 ребёнок: Как ты прекрасен, Сурский край,
Твои бескрайние поля,
Твои луга, леса, пригорки,
И благодатная земля.
8 ребёнок: Нет неба чище в белом свете,
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.
Русская Хозяйка: Земли русские широки, необъятны.
Каждый день и хорош, и пригож.
Поезжай за моря – океаны,
Но лучше Пензенского края ты не найдёшь!
Морд. Хозяйка: Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Родной наш Пензенский край,
Цвети и крепни с каждым днём!
СЛАЙД № 11 «Пенза город мой»(видео с песней)
Песня «Пенза город мой» (исп. гр. «Домисолька»)
СЛАЙД № 12 «Красивая Пенза»
(Приглашение на дегустацию национальной кухни). Звучит музыка
Оставить комментарий