Внеурочная изобразительная деятельность «Валенки да валенки, ой, да не подшиты стареньки» Поэтапное рисование для детей «Валенки»

МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова

Автор: Наталья Александровна Ермакова, педагог дополнительного образования высшей категории

Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.

Цель: создание декоративной композиции «Валенки» в технике гуашь.

Задачи:

-учить детей стилизации, преобразованию и украшению природных форм;

-тренировать глазомер, чувство композиции и цветового колорита работы;

-развивать самостоятельность в выборе средств и приёмов исполнения работы;

-воспитывать интерес к народной культуре, традициям и обычаем русского народа.

Простые избы деревень, окошки и завалинки.

На перекошенный плетень, старик повесил валенки.

Просушит валенки старик, потом оденет снова.

Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.

А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?

Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?

В селе без них ни как нельзя, колхознику в дорогу.

Носите валенки,- друзья, как дед, — на босу ногу!

Доброго здравия уважаемые гости! Сегодня наша встреча посвящается неофициальному символу России Матушки — валенкам! Еще каких-то сто лет назад валенки были неизменным атрибутом каждого дома, сопровождали человека с первых до самых последних лет жизни, про них сочиняли песни, стихи и потешки. И даже не верится, что привычной зимней обувью валенки были не всегда!

В словаре В.Даля «Валенки — род башмаков или сапог, свалянных из шерсти».

Как только не называют обувь из овечьей шерсти в России! Валены, самокатки, валежки. В Нижнем Новгороде их называли «чесанками» и «катанками» (из овечьей шерсти), в Тамбовской и Тверской областях — «валенцами», валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» , в Сибири их называли «пимами». Считается, что прообразом валенок были именно «пимы» — традиционные войлочные сапоги монгольских кочевников, история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. Многие тюркские племена также делали валяную обувь, в виде тёплых войлочных чулок, поверх которых надевали сапоги. Именно с воинами Золотой Орды на Русь и пришли первые валенки.

Но привычной зимней обувью валенки были не всегда, некогда они были предметом роскоши в крестьянских семьях. Их могли себе позволить только зажиточные граждане, зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Так что неспроста была придумана.забавная песенка:

Валенки-валенки

Прячет моя маменька,

Все равно я их найду,

На свидание пойду…

Их носили по очереди, давали в приданое невестам — валенки были дорогим подарком и даже передавали из поколения в поколение по наследству.

Как метель, с уроков отпускали.

Я сугробы мерить отправлялась.

Валенки не потерять бы …

Были валенки великоваты,

От сестры в «наследство» мне достались…

Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э.

Это найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая. Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними — в годы монголо-татарского ига — валенки появились в русских деревнях и городах. Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.

Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка в писание «Слово о полку Игореве» (Представляет собой один из самых значительных памятников русской литературы Киевской поры. Автор произведения неизвестен. «Слово» было издано в 1800 г. А. И. Мусиным — Пушкиным.)

В XVI–XVII веках валенки валяли в Сибири и нескольких северных областях. Ручной труд был кропотливым, валенки изготавливали долго. Голенище валяли отдельно, а затем пришивали к коротким чуням или пимам — так называли в Сибири короткие шерстяные ботиночки. Цельную обувь научились мастерить в Семеновском уезде Нижегородской губернии в XVIII веке

Знаете выражение «простой как валенок»? Так вот сделать валенки, оказывается, не так уж и просто! Создание валенка начинается со стрижки овец. В зависимости от времени года, когда шерсть была сострижена, она делится на «осеннюю» и «весеннюю». И хотя «весенняя» шерсть, та, которую овцы отрастили за зиму — более длинная и теплая, в ней много пуховых волокон, для производства валенок нужна и та и другая. Различается шерсть и в зависимости от породы овец: грубая, полугрубая, тонкая — в зависимости от этого и валенки получаются плотные или мягкие.

После того, как шерсть сострижена, она должна быть тщательно вымыта и очищена от мусора. Затем шерсть взвешивается, и согласно рецепту, составляется определенная пропорция из «осенней» и «весенней» шерсти. От рецепта и точности его исполнения будет зависеть цвет, мягкость и носкость валенок, и вообще, получатся ли они в итоге.

Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого четырехгранную скалку. Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась.

Постепенно заготовки валенок становятся меньше. Их растирают на ребристой доске, чтобы они уплотнились. Затем натягивают на колодки, формируя носок и пятку.

На колодках валенки отбивают деревянной колотушкой со всех сторон до тех пор, пока они не уменьшатся до нужного размера. И ставят на просушку. Высушенные валенки трут пемзой или деревянным бруском для окончательной отделки.

Промышленным способом валенки стали изготавливать лишь столетие спустя. В России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной — и в городе, и в деревне.

До XIX века валенки изготавливали вручную ( и в настоящее время традиции эти живы), обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки».

Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах,:а все потому, что зимой камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах. А Екатерина II использовала их для лечения больных ног.

На картинах русских художников Кустодиева, Иванова, Сурикова можно увидеть изображения русских валенок. Кстати, если присмотреться, видно, что на полотнах в них обуты далеко не все — дорого!

Среди пары новых валенок нет отличия между левым и правым, каждый из них формируется при носке, принимая форму стопы хозяина/Валенки нужно покупать на размер больше, поскольку через некоторое время обувь дает усадку равномерно по ноге хозяина. При бережной эксплуатации валенки могут прослужить 10 и более лет.

У валенок есть и целебные свойства. Во-первых, валенки помогают справиться с простудой. Во-вторых, сваленная шерсть сохраняет животный жир, который способствует снятию напряжению в ногах и боли в суставах. Раньше в деревнях старики не снимали валенок даже летом: считалось, что они улучшают циркуляцию крови в организме.

Детские валенки «Комната русского быта и фольклора» МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова

Практически сразу валенки стали частью зимнего обмундирования солдат, сперва царской, а затем и Красной армии.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) русские солдаты были экипированы гораздо лучше, их грела не только любовь к отчизне, но и валенки, с любовью произведенные в тылу. Так в годы Великой отечественной войны для фронта, для Победы было изготовлено около 100 миллионов пар валенок.

Может, и поэтому выиграли войну? Ведь немцам приходилось охотиться за валенками, и они гордились такими трофеями. Русский валенок прошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог!

А вы знаете, что когда Лидию Русланову в мае 1945 года в Берлине на концерте у Бранденбургских ворот попросили спеть ее знаменитую песню «Валенки», она, лукаво подмигнув солдатам, сказала: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». И это было истинной правдой.

Русские валенки — медалисты международных выставок. В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес — как и русские пуховые платки.

Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции.

В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны. На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина — шпоры.

Валенки — часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен: «Все на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные» (строки из сказки Михаила Пришвина «Дедушкин валенок») .

Валенки упоминаются во многих русских народных сказках, их одевают главные герои сказок в любое время года…

Народные умельцы, занятые сапоговаляльным промыслом, придумывали разные загадки и поговорки о валенках:

— Все в шерсти, а кожи нет (валенки)

— Их палят и варят, а не едят (валенки)

— Их треплют, катают, а в морозы таскают(валенки)

— Отказываясь выполнять какое-либо дело, человек шутил: «Сейчас, только валенки зашнурую»

— «Валенок с завязками», так называли глуповатого человека.

— «Поменять валенок на галошу» (неравноценный обмен)

— «Кто раньше встал, тому и валенки»

С валенками на Руси традиционно было связано немало примет и обычаев. Например, с переездом в новый дом валенок несли впереди. Считалось, что в нём едет «соседушко», то есть домовой. А жених с невестой дарили друг другу валенки, сговариваясь о свадьбе. Потом эти валенки берегли и старались в них не ходить. Считалось, что, сколько продержится дарёная пара, столько проживёт и супружеская любовь.

Материалы и инструменты: лист бумаги А3, карандаш простой, ластик, гуашь, кисти, банка для воды, палитра, салфетки.

Ход мастер — класса:

Начинаем работу с предварительного наброска простым карандашом. Сначала строим первый валенок, к нему подрисовываем второй. Валенки рисуем крупно, занимая практически всё пространство листа.

Далее работа с цветом. На палитре создаём различные оттенки серого цвета (белый + чёрный). Первый валенок раскрашиваем самым светлым оттенком серого, его верх (внутренняя часть) более насыщенным серым. И валенок второго плана окрашиваем в ещё более насыщенные оттенки серого цвета.

Затем приступаем к росписи синички — за основу берём жёлтый цвет.

Для щёчек птички используем белый цвет, и его же добавляем в грудку. Завершающая часть работы над птицей чёрный цвет — контурная обводка синички. Затем украшения — мазки белого и голубого цвета (синий + белый).

Так так валенки бывают самые разнообразные, в зависимости от использованной шерсти при их изготовлении, то и выполнить рисунок можно в любых цветах. Для второй пары возьмём охру.

Сначала делается контурная обводка силуэта валенка и птицы.

Затем заполняем цветом всё пространство изображения. Мазки наносим в одном направлении.

Для второго валенка возьмём коричневый цвет.

Фон я решила выполнить розовым цветом (рубиновый + белый).

Для создания фона тоже используем мазки одной направленности.

Продолжаем работу над валенками. Коричневым цветом окрашиваем внутреннюю часть первого, а для внутренней части второго создаём на палитре более насыщенный оттенок коричневого ( коричневый + чёрный).

Синичку выполняем также как и в первой работе. Затем добавляем еловые веточки.

Завершаем работу работая белым цветом, рисуем снег на ёлочке, снежинки и звёздочки.

Работы начинающих художников (6 лет).

Благодарю за внимание! Приятного творчества!!!

2 Комментарии

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*