Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Кладовая родной земли».

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»

 Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

 Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

 Задачи:

  1. Познакомить с понятием полезные ископаемые, со свойствами полезных ископаемых и их применением.
  2. Формировать стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать мыслительную активность, сенсорное восприятие, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  3. Формировать социальные навыки: работать в коллективе, в группах; высказывать свою точку зрения, договариваться, приходить к единому мнению. Вызвать радость от открытий.
  4. Расширять словарный запас и активизировать в речи слова по теме
  5. Закрепить правила безопасного обращения с инвентарём во время опытов и безопасного поведения во время двигательной активности.
  6. Формировать опыт соблюдать правила в подвижной игре, выполнять движения в соответствии с текстом; развивать двигательную активность.

 Виды детской деятельности: коммуникативная,  познавательно-исследовательская, двигательная,  игровая, продуктивная.

Формы и методы:

  • практические: выполнение заданий в играх, постановка опытов.
  • наглядные: рассматривание карты
  • словесные: беседа, загадывание загадок, рассказ, вопросы, чтение энциклопедического материала

Материалы и оборудование: физическая карта Пензенской области, игрушка «Интересик», игра «Чудесный мешочек» с образцами природного материала, дидактическое пособие «Ромашка умных вопросов» книга «Толковый словарь русского языка» Ожёгова, коллекция полезных ископаемых, ковёр (поляна), «Лаборатория Интересика»: столы, на каждом  материал для группового экспериментирования,  на каждого ребенка: «алгоритм» проведения опытов, миски, мерная ложка, лупа, стаканчик с водой, полезные ископаемые, воронка, вата, салфетки, поднос.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых» по Ф.Кривину, дидактические игры: «Определи, какой знак», «Определи на ощупь», игры со схемами.

Содержание образовательной деятельности.

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.

В группе сказочный герой «Интересик» рассматривает карту Пензенской области, не замечает детей.

Воспитатель обращает внимание на появление друга «Интересика»

Беседа с использованием физической карты области. Дети рассматривают  физическую карту Пензенской области.

«Интересик» задаёт вопросы поискового характера:

-Что это за большой цветной лист?

-А где на карте лес?

-Покажите где реки?

-А что нарисовано коричневым цветом?

-А что означают чёрные маленькие рисунки?

  1. Основная часть.

Воспитатель показывает энциклопедию Ожёгова, даёт понятие «полезные ископаемые».

Знакомит с условными обозначениями-символами.

Воспитатель зовёт детей на ковёр (полянку): загадывает загадки о полезных ископаемых и просит найти отгадки в «Чудесном мешочке»

Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это.

(Нефть.)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

(Глина)

Росли на болоте растения

А теперь это топливо и удобрение

(Торф)

Физкультминутка

Вот Интнресика зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали.

Вы, надеюсь не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

Шире расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Влево, вправо.

Влево, вправо.

Воспитатель предлагает «Интересику» поиграть в дидактическую игру «1,2,3 – своё полезное ископаемое найди». Дети делятся на группы, выполняют правила игры. Игра повторяется 3 раза.

«Интересик» приглашает детей пройти в свою «лабораторию» для самостоятельного изучения свойств одного из полезных ископаемых

Воспитатель создаёт условия для детской самостоятельной экспериментальной деятельности. Предлагает рассмотреть материалы и оборудование, изучить алгоритм проведения опытов и вспомнить правила безопасного обращения с материалами.

Опыт № 1

Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях — это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок и будем медленно выливать заранее приготовленную воду.

Воспитатель: — Что происходит с водой? Где остается мусор?

Дети: — Мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него

Воспитатель: — Сделаем вывод: что делает песок с водой?

Дети: — Песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее.

Опыт № 2.

Воспитатель: — Возьмите емкости с песком и медленно высыпайте на поднос, при этом не забывайте о мерах безопасности (нельзя дуть на песок). Возьмем увеличительные стекла и рассмотрим, из чего состоит песок. На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета? Как высыпается песок? На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка?

Дети: — Песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто — оранжевый Песочные часы.

Воспитатель показывает песочные часы.

Воспитатель: — Огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.

Воспитатель: — Возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке?

Дети: — На сухом песке рисунок не сохраняется, так как песчинки разлетаются

Опыт № 3.

Воспитатель: В емкости с песком налейте воду из стаканчиков и размешайте песок ложечками. Какой стал песок?

Дети: — Мокрый, липкий.

Воспитатель: Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Что вы летом делаете из песка?

Дети: — Крепости, куличики.

Воспитатель: — Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?

Дети: — Мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок.

Опыт № 4

Воспитатель: смешайте в емкости с сухим песком измельченный цветной мел.

Воспитатель: Что получилось?

Дети: — Мел окрасил песок, песок стал того цвета, что и мел. 

3 .Рефлексия:

«Интересик» просит рассказать юных исследователей, что они узнали о полезном ископаемых через дидактическое пособие «Ромашка умных вопросов»

  1. Где находятся полезные ископаемые?
  2. Какие полезные ископаемые вы знаете?
  3. Как можно назвать их, одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.);
  4. Скажите, как используются песок, глина, уголь, строительный камень?
  5. Люди, каких профессий добывают полезные ископаемые? (геологи, шахтеры)

«Интересик» просит детей поделиться своими впечатлениями, хвалит, вручает «Орден Интереса» юным творцам и исследователям.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*