Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Удивительные свойства камней»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №111 города Пензы «Олененок»

Автор: Лисушкина Е.Б.

Цель: Обобщение знаний о разнообразии мира камней, их свойств и особенностей.

Задачи

— развивать познавательную активность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности;

— развивать умение сравнивать и делать выводы в ходе обследования объектов природы;

— упражнять в классификации камней по определённому признаку;

— развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;

— воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Материал: разнообразные камни, ящик с образцами, ёмкость с водой, салфетки, весы, молоточки, фартуки, карточки с условными обозначениями, гвоздь, деревянный брусок, аудиозапись «Песенка поросёнка», книга «Три поросенка», презентация «Камни вокруг нас», д/и «Подбери камешки».

Словарная работа: горная порода, минералы, морские камни, галька, драгоценные камни, поделочные камни, гранит, мрамор, пемза, керамзит, шероховатый, плавучесть.

Содержание образовательной деятельности.

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.

Перед началом занятия воспитатель предлагает детям надеть фартуки для дальнейшей деятельности.

Затем предлагает послушать аудиозапись «Песенка поросёнка» (Нам не страшен серый волк).

После прослушивания задаёт вопросы детям:

  • Узнали вы эту песенку?
  • Из какой сказки эта песенка?
  • Как зовут поросят в этой сказке?
  • Чем занимаются поросята в этой сказке?
  • Из чего построил домик Ниф-Ниф? (показ слайда)
  • Из чего построил домик Нуф-Нуф? (показ слайда)
  • Что произошло с этими домиками?
  • Из чего построил домик Наф-Наф? (показ слайда)
  • Почему он выбрал для строительства этот материал?
  1. Основная часть.
  • Знают ли они, кто ищет и изучает камни, минералы, полезные ископаемые?

Воспитатель предлагает вниманию детей ящичек с образцами камней и минералов и сообщает, что геологи собирают образцы повсюду, а потом передают их в лаборатории для исследования.

Детям предлагается стать исследователями и пройти к столам, с приготовленным материалом. На столах размещены карточки с условными изображениями свойств для исследования и наборы камней.

1 опыт: «Исследование формы, цвета, размера камней».

  • Дети раскладывают камни по размеру (от меньшего к большему).
  • Определяют цвет.
  • Отбирают камни причудливой формы (на что похоже).

Вывод — камни могут быть одной формы, но разные по размеру; разные по цвету, в зависимости от состава; могут иметь разнообразные формы.

2опыт: «Исследование состояния поверхности».

  • Дети обследуют камни руками, определяют гладкие и шероховатые (разложить в кучки по данным признакам).

Вывод — камни имеют гладкую или шероховатую поверхность.

3 опыт: «Исследование твёрдости».

  • Воспитатель забивает гвоздь в деревянный брусок и пробует вбить в камень (привлекает к помощи 1-2 детей)
  • Затем молоточком пытаются разбить гранит и мел (мел раскалывается);

Вывод — в камень нельзя вбить гвоздь, как в дерево; есть твердые камни и есть камни, которые можно легко разбить.

4 опыт: «Плавучесть камней».

  • Дети берут камешки и опускают в ёмкость с водой (все камни тонут).
  • Дети добавляют керамзитовые камни (они плавают).

Вывод — камни тяжёлые и плотные, поэтому опускаются на дно, керамзитовые камешки пористые, наполненные воздухом, поэтому плавают.

5 опыт: «Теплый — холодный (температура)».

  • Дети достают камень из воды, протирают его, прикладывают к щеке и определяют какой он.
  • Воспитатель предлагает потрогать камень, лежащий на солнце (или предварительно нагретый). Определяют, какой он.
  • Затем дети дышат на камни из воды и проверяют их температуру, приложив к щеке;

Вывод — камни меняют температуру в соответствии с окружающей средой и условиями.

6 опыт: «Исследование веса».

  • Воспитатель берёт весы и предлагает положить на чашечки два небольших, одинаковых по размеру камешка. Один из камней перевешивает другой.
  • Воспитатель предлагает детям два крупных камня (пемза, гранит), интересуется, как можно без весов определить какой из этих камней тяжелее (подержать камни в руках и сравнить).

Вывод — камни одного размера могут отличаться весом.

Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и правильные исследования. Предлагает д/и « Подбери камешки». Дети делятся на команды. Каждой команде предстоит отобрать камешки по определенному признаку (только белые, только пятнистые, только шероховатые)

Дети по сигналу начинают игру. Обсуждают результат игры.

Физкультминутка:

В руки камешки мы взяли      руки вытянуты вперёд, ладошки в кулачки;(в кругу)

и на месте пошагали.               ходьба на месте;

В руки камешки мы взяли       руки вытянуты вперёд, ладошки в кулачки;

и тихонько побежали.              бег по кругу;

А теперь мы постояли                остановиться;

камешками постучали.          Стучать кулачком о кулачок;

Тук-тук-тук,                            Стучать кулачком о кулачок;

раздаётся громкий стук.        стучать кулачком о кулачок;

Камни весело стучат              Стучать кулачком о кулачок;

веселят они ребят.                  Прыжки на месте

Воспитатель предлагает закрепить полученные сведения и посмотреть интересный материал о камнях. Дети садятся на стульчики и смотрят презентацию. Воспитатель комментирует слайды во время просмотра, привлекает к комментариям детей.

  1. Рефлексия:

В завершении гости и дети приглашаются для просмотра экспонатов в мини-музее «Мир камня» (коллекции камней, изделия из камней, детские поделки из камней)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*