Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна
Цель: продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.
Задачи:
Обучающая:
- упражнять в рисовании Городецких цветов – розы, ромашки и бутона, соблюдая последовательность этапов изображения.
Развивающая:
- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.
- развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).
- развивать творческие способности.
Воспитывающая:
- воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Оборудование: панно и картинки с изображением городецкой росписи, заготовки из альбомных листов (силуэты разделочных досок), три образца досок поэтапного изображения основных городецких узоров, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.
Предшествующая работа: знакомство с элементами росписи; роспись элементов на полоске бумаги; знакомство с историей Городецкой росписи.
Содержание образовательной деятельности.
- Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.
Воспитатель: — Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете? Какие чувства?
Дети: — Страх, тоску, грусть…
Воспитатель: — А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?
Дети: — Цветной, разноцветный, радужный, весёлый, радостный …
Воспитатель: — Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи. Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Дети: — в музее.
Воспитатель: — Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Пчелки» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь». Ребята, поможем?
- Основная часть.
Игра «Собери картинку».
Воспитатель: — Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?
Дети: — Разделочная доска.
Воспитатель: — А вы догадались, какой росписью украшена эта доска?
Дети: — Городецкая роспись.
Воспитатель:- По каким элементам вы догадались?
Дети: — По элементам: розан, бутон, листочки.
Воспитатель: -А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите.
В городецкой росписи существует три вида мотивов, композиций.
Это
- цветочный мотив;
- цветочный мотив с включением образов коней, птиц;
- сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.
Чтение стихотворения «Городец».
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Воспитатель: — А сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.
Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).
Словно чудо тут и там распускается … (розан).
Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).
Воспитатель: — Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.
Физминутка
Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Дети приседают)
Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: — Ребята. Как вы уже догадались, мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.
Воспитатель: — Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы
Подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов.
Тенёвка, когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм.
Оживка — нанесение белилами штрихов деталей, чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.
1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).
2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.
3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.
- Заключительная часть. (Дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).
Воспитатель: — Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети: — Ромашка, бутон, городецкая роза.
Воспитатель: — Правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.
Оставить комментарий