КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Весна» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Юсьвинский детский сад «Золотой петушок»

 

Подготовила: воспитатель

Аминова Светлана Леонидовна

Цель: обобщение и систематизация представлений о весне; закрепление правил поведения в природе

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Весна»
  • совершенствовать грамматический строй речи (закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными)
  • совершенствовать умение пересказывать

Коррекционно-развивающие задачи:   развивать связную речь, речевой слух, мышление, координацию речи с движениями

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное  отношение к окружающему: природе, животным, птицам, насекомым и т.д.
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, творческую активность

Оборудование: компьютер, проектор, мяч

Воспитатель выходит на занятие в роли старичка – Лесовичка.

Ход работы:

Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я Лесовичок и хочу вас порадовать хорошей новостью, что прошла зима, а какое же время года наступило? Отгадайте загадку:

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …

-= Весна =-

Кто мне скажет, какие времена года мы уже знаем? (показ слайдов: 1- Лето, 2 — Осень, 3 — Зима, 4 — Весна — последний слайд оставить на экране).

   Сегодня мы с вами переходим от зимы к весне. Есть три весенних месяца, послушайте загадки:

      Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад —
Заглянул к нам месяц …

-= Март =-

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель —
В гости к нам пришёл …

-= Апрель =-

Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край —
Нас теплом встречает…

-= Май =-

Слайд 5,6,7    Просыпается природа после долгой зимы, животные и птицы тоже почувствовали приход весны.

Маленькая птичка,
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.

Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.

Игра «Чей хвост?»

Лесовичок — Гулял я в лесу, вдруг вижу под елкой какой-то странный конверт. А здесь для вас задание: нужно назвать, какие и чьи хвосты вы видите.

Слайд 8    Посмотрел я по сторонам, и увидел весенний луг, на котором «…ярко желтеют одуванчики, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу».

   Лесовичок — Ребята, какие цветы увидел я на лугу? (Одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздику)

   Посмотрите на экран, какие цветы вы видите? (одуванчик, ромашка, ландыш). Давайте поиграем в игру «Угадай слово».  Я буду прохлопывать эти названия, а вы должны определить по количеству слогов, какой цветок я прохлопала.

  Лесовичок — А сейчас я предлагает вам отгадать загадки о моих любимых полевых цветах.

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает

                    (Подснежник)

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

(Ромашка)

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.

(Колокольчик)

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.

(Одуванчик)

На зелёном шнурочке
Белые звоночки.

(Ландыш)

 

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом!

(Незабудка)

Пальчиковая игра «Цветочки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики — считаем цветочки.

По полянке мы гуляли

И цветочки посчитали.

Раз — цветочек маленький,

Два — цветочек аленький.

Три — цветок красивенький,

А четыре — синенький.

Пять и шесть — желточки,

Жёлтые цветочки.

Семь — цветочек нежный,

Восемь — белоснежный.

Девять, десять — это маки.

Они красные, как раки.

Лесовичок — Ребята, я хочу вам напомнить два очень важных правила:

  1. Нельзя рвать редкие цветы:

                              Есть цветочки редкие, белые и нежные:

Вам кивнут приветливо ландыши, подснежники…

       Только рвать не надо их – с ними лес добрей, светлей.

                              Ведь теперь цветов таких очень мало на Земле…

  1. Не рвите полевые цветы:

                                       Цветы украшают луга и леса,

                                       Но это не только природы краса.

В них пчелы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

  Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

                                       Не надо букеты из них составлять…

                                       Завянут букеты… погибнут цветы…

                                       И больше не будет такой красоты!

   Лесовичок — Гуляя по лугу, я слышал, как «… высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики подняли свою торопливую, сухую трескотню…»

       Слайд 9    Лесовичок — А ведь на лугу, ребята, живет большое количество насекомых, это тоже друзья мои. И следующее задание вам приготовил.

  Посмотрите на картинки. Назовите насекомое и определите первый звук в словах:

Жук, стрекоза, муравей, бабочка, муха, шмель.

  Лесовичок — А сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Определите, кто здесь лишний и почему?

   Ирга «Четвертый – лишний!»

   Бабочка, комар, жук, воробей                     (воробей – птица, а остальные-насекомые)

   Божья коровка, паук, муравей, кузнечик   (паук – не насекомое)

   Муха, гусеница, шмель, стрекоза                (у гусеницы нет крыльев)

Лесовичок — А теперь предлагаю поиграть в игру с мячом «Закончи предложение»

 У жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие)

 У шмеля спина широкая, а у осы … (узкая)

 Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая)

 У майского жука крылья короткие, а у стрекозы  …  (длинные)

Слайд 10,11,12    Лесовичок — предлагаю рассмотреть правила поведения в природе, что вредить и губить природе не надо, а надо все беречь и охранять!

А еще знаю пословицы про весну:

Весна да осень — на дню погод восемь.

Весна днем красна.

      Весна красна цветами, а осень — пирогами.

      Как в мае дождь, так будет рожь.

      Март — с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.

Лесовичок — Молодцы, вы очень хорошо справились со всеми заданиями.

    – Ну наконец-то наступила весна, — можно снова весело  играть.

Игра «Весенняя капель»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Кап, кап, кап — стучит капель.

(Стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой.)

Лужи на дорожках.

И по лужам мы бежим

В новеньких сапожках.

(Хлопаем ладошками по коленям.)

 

Динь-динь-динь — звенит ручей,

Словно колокольчик.

(Трясём кистями рук.)

Он от солнечных лучей

Больше стал и звонче!

(Разводим руки в стороны.)

 

Буль-буль-буль — поёт вода.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Песенка простая –

Что весна идёт сюда,

Снег на крыше тает.

(Стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой.)

 Лесовичок —   Вот мы и узнали все четыре времени года. Теперь, после такого путешествия, мы с вами знаем, что такое весна. Знаем, как изменяется природа в течение года, как живут птицы, животные и насекомые. И знаем, как нужно заботиться об окружающей нас природе.

  Я надеюсь, что и вы будете следовать всем правилам, и никогда не навредите окружающему нас миру.

   До новых встреч!

Используемые источники информации:

Авторская гимнастика для глаз:  Касатина Т.А. МСОУ школа № 10 VIII вида г. Ступино Московской обл.

Литература:

А.И. Куприн «Степь весною»

Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР» С-П, 2012

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», «ГНОМ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*