Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе

МБДОУ детский сад № 110 г. Пензы «Страна детства»

Автор: воспитатель, Краснова Елена Сергеевна

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Задачи:

расширять словарный запас по теме;

 -учить подбирать прилагательные к существительным;

 -формировать звуковую культуру речи.

— развивать познавательный интерес, любознательность;

— развивать память, внимание, координацию движения;

— развивать навыки словообразования; речевое дыхание;

— активизировать словарь детей.

— воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Оборудование, наглядный материал:  снежок для игры, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима», картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки, снеговик,  снежинки разные по размерам.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», наблюдение за погодой на прогулках.

Ход

  1. Вводная часть. Доброе утро лесам и полям!                   (руки вверх)

                             Доброе утро скажу всем друзьям!      (руки в стороны)

                              Доброе утро, родной детский сад!

                                Видеть друзей своих очень я рад!   (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: — Ребята, отгадайте мою загадку:

              Во дворе замёрзли лужи,

              Целый день позёмка кружит,

              Стали белыми дома.

              Это к нам пришла. (Зима)

Воспитатель: — Да, верно, зима.

— Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь).

  1. Основная часть.

Воспитатель: — А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись — покружились у зимы в гостях очутились. (Дети кружатся).

— Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мастерскую. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовили. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
Дидактическая игра «Доскажите словечко».

       На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

       Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

       Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

       Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

       На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

       Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: — Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.

— Ребята, давайте поиграем в снежки.

Воспитатель: Следующее задание Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: — Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.           

          Зима – зимушка                            Горка — горочка
          Санки — саночки                            Снег — снежок                            
          Лёд – ледок                                   Снеговик — снеговичок
          Ветер – ветерок                            Льдина – льдинка

          Шапка – шапочка                         Мороз — морозец
Воспитатель: — Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреемся!

                                             Упражнение «Снеговик»

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ком снеговиком:                                              

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки,     (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла!  (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).

Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: — Назовите слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова.

 (картинки – снежинки, сосулька, снег, санки).

Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег — снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег — снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег — снежок, снег – снежок замело дорожки.  (Плавно качают руками вправо — влево).
Снег — снежок, снег – снежок тает на ладошке.  (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.  («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Воспитатель: — Молодцы, ребята!

— Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).

— Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

— Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

— Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

     Раз, два, три, четыре,                   (Загибают пальчики, начиная с большого.)

     Мы с тобой снежок слепили.      («Лепят», меняя положение ладоней.)

     Круглый, крепкий, очень гладкий.   (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)

     И совсем-совсем не сладкий.       (Грозят пальчиком.)

     Раз — подбросим.                         (Подбрасывают воображаемый снежок.)

     Два — поймаем.                            (Ловят воображаемый снежок.)

     Три — уроним                               (Роняют воображаемый снежок.)

     И… сломаем.                                  (Топают.)

Самостоятельная деятельность детей.  (Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой)(Во время работы звучит музыка).

III. Заключительная часть

Воспитатель: — Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

— Какое у вас настроение после путешествия?

— О каком времени года мы сегодня говорили?

— Что было для вас самым сложным  и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось — то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*