Конспект занятия по теме «Красота северных ковриков»

Педагог дополнительного образования

Митина Наталья Николаевна,

МБОУ ДО «Верхнетоемский РЦДО»

Данная презентация может быть использована для ознакомления учащихся с традиционным народным творчеством на примере изготовления северных ковриков разными техниками:

https://drive.google.com/file/d/1iZexqLK2cXY7BXIw88zW0wg4ASrZI1eJ/view?usp=sharing  (ссылка на презентацию)

 Пояснения к презентации.

Сл.1. Издавна у человека появился помощник. Он проник в человеческий дом так тихо и незаметно, что сейчас невозможно назвать точную дату, когда это произошло. Но соседство пришлось обоим по душе – человек стал заботиться о нем и делать его все лучше и красивее. Он тоже в долгу не оставался – стены лишались холода и сырости, человеческое ложе от него становилось мягче, весь дом — уютнее, а взгляд, падающий на него, — теплее и насыщеннее. С тех пор прошло несколько тысячелетий, но по-прежнему в человеческом доме дарит тепло, уют и даже эстетическое наслаждение ковры, коврики и половики.

Сл.2. Считается, что первые плетеные изделия были сделаны человеком более 2500 лет назад. К этому же времени относится и начало становления ручной техники изготовления различных половиков и вязаных вещей. У славян ковровые изделия относились к «низовым» техникам. Это означало, что вязание, ткачество тонких тканей, плетение кружев предполагало более высокий уровень мастерства. А изготовление простых полотен не требовало наличия виртуозных умений и навыков. Поэтому в любой избе основным украшением были половики на лавках, печах и сундуках, которые изготовлялись из старых вещей, нарезанных узкими полосами в различных традиционных техниках Русского Севера. Позже ими стало принято покрывать и пол, так как старинные помещения отапливались быстро остывающими русскими печами. 

Сл.3. Так различные коврики и половики стали неотъемлемой частью традиционного славянского декора. Особо популярными были с XIX века домотканые дорожки. Примитивная техника изготовления стала основой для создания различных направлений ткачества.

Анализируя понятие «половик» исследователи пришли к общему понятию, что половик — половой коврик ручной работы (половик-кружок, половик-дорожка).

В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой понятие «половик» имеет ряд синонимов: половичок, дорожка, ковёр, коврик, мат.

Если половики изготавливались на ткацком стане, то они были длинными и узкими, а если  они плелись крючком или косичкой, то обычно были круглой формы. Наряду с домоткаными половиками на Руси были популярны круглые коврики. Как правило, в традиционной культуре Севера круглые половики – «круги», «кружки» вязались крючком или сшивались из лоскутков. Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век,  это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому. Таким образом, появление половиков в традиционном жилище связано не только со стремлением наших предков к практическому назначению данных изделий, а также созданию уюта и эстетики жилых помещений.  

Домотканые половики.

Сл.4. Самыми распространенными не только на Севере, но и по всей России были домотканые половики. Особую популярность они приобрели в XIXвеке. Трудно представить себе деревенскую избу без традиционных домотканых половиков. Эти половики могли использоваться в самых различных местах: как коврик при входной двери, прикроватный коврик, половик в прихожую или ковровую дорожку в коридор.

Ткали половики вручную на ткацких станах, которые переходили из поколения в поколение, а вместе с ним и навыки ткачества. Половики имели прямоугольную форму и были различной длины. 

Сл.5. Материалом для изготовления половиков служили толстые нити, но, чаще, нарезанные длинными полосками куски тканей, различные по цвету и качеству. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала: конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект половиков достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречались домотканые половики без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.
Из-за неоднородности цвета и материала половики приобретали свой неповторимый стиль, который обычно ассоциируется с деревней. Домотканые половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.

Домотканые половики и поныне служат украшением жилища, придают дому особую атмосферу уюта, возвращая его из современного городского мира в мир русской деревни. Деревенский стиль в интерьере, стал особенно актуален в настоящее время.

Вязаные коврики.

Сл.6. Традиционные техники нарабатывались нашими предками веками путем проб и ошибок, своих открытий и достижений, поэтому каждое ремесло имеет свои секреты, которые и передавались из поколения в поколение. Техника вязания ковриков крючком не является исключением. У  наших бабушек и прабабушек были свои секреты по изготовлению таких изделий. Многие из этих секретов и по сей день виртуозно используются мастерами.

Плетение косичкой

Сл.7. Для изготовления ковриков также использовалась техника плетения косичкой. Вероятно, первоначально данная техника выглядела в несколько другом исполнении, т.к. мне удалось найти информацию о том, что немного позже для упрощения изготовления ковриков использовались сплетенные косички, которые сшивались между собой.

Чтобы научиться выполнять, на первый взгляд, простую работу по изготовлению ковриков из косичек, нужно поэтапно освоить всю технологию. Например, подбирая материал, необходимо учитывать его структуру, плотность и толщину.

С давних времен существует множество техник создания заготовок, из которых делаются половики. Круглые коврики, как правило, изготавливают из традиционных лент из трех нитей. Многоцветные коврики из косичек могли быть украшены оригинальным орнаментом. Незатейливый узор на ковриках получался благодаря чередованию при работе тканевых «нитей» разных оттенков.

Сл.8. Сплетенные в одну и расположенные рядом полоски состыковывались между собой по цветам. Благодаря этому создавался эффект мозаики из-за совмещения одинаковых вкраплений общего орнамента. Круговое плетение обычно отличалось попеременным чередованием однотонных косичек.

Еще плели коврики из соломки. Их сшивали из плоских плетеных кос встык.

Ляпочиха

Сл.9. Техника «ляпочиха». Данная техника лоскутного шитья зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики в технике «ляпачиха», созданные из цветных обрезков старой одежды.

Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».

Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы. В сёлах все больше стали распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха.

Сл.10. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. Так как вся поверхность основы в процессе обработки закрывается, то за основу часто используют старую верхнюю одежду и даже тканевые мешки!

Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами.  Для данной техники заготавливаются прямоугольные кусочки ткани, которые пришиваются по принципу «бабочки» — каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, а края в свободном парении создают нужный объём. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие.

 Изготовление коврика «Кругляш»

Сл.11. Среди техник лоскутного шитья выделяется ещё и наш северный традиционный коврик «Кругляш» (коврики из «уголков»). Сшитые из маленьких плотных уголков, они отличаются богатством цвета и фактуры. Коврики разнообразны по цвету, рисунку, форме, размерам. В каждом изделии проглядывает своеобразный почерк автора. Разнообразные виды круглых ковриков из уголков распространены в Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Архангельской областях. Архангельские коврики-кругляши считаются уникальным явлением в народном творчестве.

     Коврики «Кругляши» изготавливаются из остатков тканей различных по цвету и схожих по толщине, особенно легко работать с хлопчатобумажной тканью. Коврики могут быть разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные, овальные. Пришиваются треугольники (уголки) к основе из плотной ткани в шахматном порядке. Из разных цветов ткани можно выложить всевозможные цветные орнаменты. Ряд треугольников коричневых, ряд белых, ряд лиловых, оранжевых Пёстрые кольца, кажется, острыми зубчиками нанизаны одно на другое. Не половик, а маленькая тряпичная мозаика.

Сл.12. Есть два способа изготовления коврика «Кругляш». Первый  способ: зубчики направлены от края к центру. В таком случае середина коврика декорируется.

Сл.13. Второй способ: зубчики направлены от центра к краю. В этом случае край коврика окантовывается.

Такие коврики из уголков выглядят  объемными, пушистыми, мягкими,  благодаря остроумным приемам работы с уголками из ткани. На них приятно вступать босыми ногами, они всегда выглядят опрятно.

 

Сл.14. В дохристианский период Руси взгляды наших предков были неразрывно связаны с языческой верой в магию вещей, отношением к ним как к оберегам. Наши предки считали, что вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики и коврики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом, они защищали порог как границу дома. А еще половики-дорожки стелились в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги.

Сл.15. Техники изготовления северных половиков и ковриков – это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами, из различных материалов возвращаются в современный быт. Возрождая и умножая традиции в народных художественных промыслах, люди сохраняют самобытность своего народа.

 Наши северные края бережно сохранили таланты мастеров традиционных ремесел, которые черпают через своё рукоделие необъяснимое духовное благо, дающее радость жизни, желание новых творческих открытий и надежду на продолжение ремесленных традиций детьми и внуками.

Сл.16. Спасибо за внимание.

1 Kомментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*