Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 г. Пензы «Олененок»
Подготовила:
Степкина Н.А.
«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка»
К. Д. Ушинский
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным или пластичным. Песок состоит из мельчайших песчинок: в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Занятия с песком имеют огромное значение для развития психики ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и др. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.
Песочную терапию можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
-проблемы развития речи;
-трудности во взаимоотношениях с родителями и сверстниками;
-психологические проблемы, тормозящие гармоничное развитие ребенка.
Песочная терапия помогает ребенку:
— выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами;
-проигрывать реальные ситуации из жизни;
-выражать свои чувства в безобидной форме;
-строить конструктивное общение;
-выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;
— рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка;
— помогает устранять сложности у ребенка, связанные с изменениями в семейной и в социальной ситуациях.
Песочная терапия способствует:
— развитию познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
-развитию эмоций у детей;
-развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи;
-коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
-снижение психофизического напряжения.
Форма проведения песочной терапии:
- Индивидуальная. В этом случае в играх участвует только ребенок. Психолог наблюдает за ним, корректирует его действия и решает иные задачи
- Групповая. В таких занятиях участвует не только сам ребенок. Привлекаться к играм могут родители и другие дети. В этом случае проводится работа в области межличностных взаимоотношений. Ребенок может учиться коммуникации, лучше понимать других и раскрывать себя.
Песочная терапия — это игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции.
Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются и перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Так же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект способным к созданию нового. В игре закладывается база для других видов деятельности.
Оборудование для песочной терапии:
— световой стол с песком;
— ящик с песком;
-люди должны быть разного возраста и пола, в различных эмоциональных состояниях, должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок;
-животные: жарких стран, домашние, дикие, птицы, рыбы, насекомые;
-символы социализации-дома , постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, самолеты),заборы и другие виды ограничений. Различные детские наборы (лего, киндер-сюрпризы и др.);
-растительный мир это фигурки деревьев, кустарников, цветов;
-символические предметы -бусины, пуговицы, кристаллы, ракушки, камешки;
-счетный материал.
Основные приемы рисования песком используемые в песочной терапии:
Насыпание
Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями.
Кулак
Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы.
Ладонь
С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку.
Рисование пальцами
Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все. Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка.
Отсечение лишнего
Когда рисунок уже готов, ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски.
Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Такая работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе). Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения.
Виды игр в песочной терапии.
- Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивает тактильно-кинестетической чувствительность
- Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим.
- Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
Песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья ребёнка, развития его познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Оставить комментарий