муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества»
Автор: С.Л. Челашова
Педагог-организатор
Пояснительная записка
Актуальность
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию — означает найти свое место в жизни. Большое количество предлагаемых специальностей, противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся, делают задачу правильного выбора профессии весьма сложной. Первый этап профессионального самоопределения школьников приходится на младший школьный возраст. Первоклассник вступает в краткий сензитивный период, когда закладывается понимание важности любой профессии, воспитывается трудолюбие и ответственность. В начальной школе и среднем звене идет накопление информации, значимой для осознанного и самостоятельного выбора профессии в старших классах.
Задача педагогов – сохранить это чистое отношение к труду, обогатив его знаниями о мире профессий, применяя наиболее интересные и эффективные формы и методы, соответствующие психическому и физическому развитию ребенка.
Все дети любят, когда им читают или с ними играют. В начальных классах они уже с удовольствием зачитываются детскими рассказами сами. Изучение мира профессий по рассказам нашего земляка А.П. Чехова, дает учащимся в игровой форме узнать о профессиях прошлого, сравнить, какие из профессий актуальны сегодня, расширить свой кругозор и ненавязчиво привить любовь к чтению.
Цель: Создание условий для формирования представлений о мире профессий, через изучения творчества А.П. Чехова.
Задачи:
Образовательные задачи:
- создать условия для расширения кругозора и представлений учащихся о многообразии мира профессий;
- способствовать развитию интереса к творчеству А.П. Чехова;
- учить видеть необходимость в определении профессии, в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах;
- показать значение трудовой деятельности в жизни человека, на примере героев из детских рассказов А.П. Чехова.
Воспитательные задачи:
- способствовать сплочению коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии через детальное изучение рассказов А.П. Чехова.
Развивающие задачи:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших и средних школьников, а также умению работать в группах;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
Для решения данных задач Центр технического творчества располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса в объединениях различной направленности (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях, специально организованные массовые мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей.
Подготовительная работа: учащиеся читают рассказы А.П. Чехова «Ванька» и «Каштанка», возможно при проведении мероприятия по этому сценарию использование заранее подготовленной презентации, украшается зал.
Используемые электронные медиа/продукты/ресурсы:
Мультимедиа-проектор
Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)
Персональный компьютер, экран
Мультимедийная презентация
Цель использования техники/ресурсов:
Использование мультимедиа на данном мероприятии позволяет эффективнее представить эту тему, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения нового материала. Этому способствует информативность, наглядность, увлекательность презентации. Разнообразный иллюстративный ряд, звуковой материал задействует все каналы восприятия учащегося, что помогает в освоении материала, пробуждает эмоциональную сферу ребенка, воспитывает познавательный интерес.
Данная методическая разработка представлена в виде сценария мероприятия. Она может быть использована для проведения массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования, школах, домах интернатах и т.д. Мероприятие предполагает участие в нем детей младшего и среднего школьного возраста.
Длительность 50 – 60 минут.
Планируемые результаты:
- удовлетворение творческих потребностей личности ребенка;
- развитие коммуникативных навыков ребенка;
- повышение интереса учащихся к творчеству А.П. Чехова;
- расширение знаний учащихся о многообразии мира профессий;
- мероприятие способствует эстетическому воспитанию учащихся через художественные произведения А.П. Чехова;
- способствует развитие устной речи детей, мышления, внимания, памяти, воображения.
План методической разработки.
- Вступительная беседа ведущего.
- Загадки, конкурсы, выполнение заданий.
- Подведение итогов, оформление экрана настроения.
- Заключительное слово.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Мы собрались сегодня на познавательном мероприятии «Мир профессий в произведениях А.П.Чехова».
Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие бывают профессии. (Ответы детей.)
Ведущий: Профессий очень много! Человек за свою жизнь может освоить не одну профессию. А у кого ни будь, из вас есть родители или родственники, которые владеют несколькими профессиями, или работали по одной специальности, а потом сменили ее? (Ответы детей).
Ведущий: Вот и наш земляк А.П. Чехов, 160 – летний юбилей со дня рождения которого, в этом году отмечает не только наш город и страна, а и другие страны – уважающие его творчество, трудился с ранних лет. Он работал в лавке отца, занимался репетиторством, и, будучи взрослым, имел несколько специальностей, между которыми пытался сделать выбор. Отгадайте загадки и узнаете, какими профессиями владел А.П. Чехов.
С книгой кто в руке — читатель, Книги пишет кто — …
(Ответ — Писатель)
В белоснежном он халате,
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на «скорой» он примчится.
(Ответ — Врач, доктор)
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. К сожалению, он умер очень рано, в 44 года. Но, несмотря на столь ранний уход, А.П. Чехов за последние 25 лет своей жизни, написал более 500 произведений.
Конкурс: « Писатель»
Ведущий: Я предлагаю вам почувствовать себя в роли писателей и, разделившись на команды, придумать небольшие рассказы. Но все не так просто. Вот каждой команде список слов, которые должны присутствовать в тексте.
(Однажды……………………. Встретил …………… Собака …………. Друг ………….. Прогулка …………… Сад ……………. Дождь ………… Вечер)
Дети по очереди зачитывают рассказы.
Ведущий: А чем занимаются врачи и медицинский персонал (дети отвечают) Врач — специалист, который лечит людей и животных. Таких людей еще называют докторами, медиками. Первоначальное значение слова «врач» означало «заклинатель, колдун». С древних времен врачеватели считались особенными людьми, лечением занимались священники, жрецы, шаманы. Великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире — от людей и только врач, учитель и судья — от богов.
Есть универсальные врачи — терапевты, а есть врачи-специалисты, которые лечат конкретные органы человеческого тела: окулисты, стоматологи, офтальмологи, ЛОР-врачи.
Врачи, которые умеют лечить животных, называются ветеринарами. А как называются люди, которые посещают врача? (Пациенты.) Врачи — умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Чтобы стать врачом, нужно много лет учиться. Хороший врач — это человек наблюдательный, с хорошей памятью, выдержкой, терпеливый, ответственный.
У меня есть карточки с зашифрованными предметами, которые используют в своей работе врачи. Я попрошу выйти на сцену 7 желающих поучаствовать в конкурсе.
Конкурс: « Скажи, что делает врач этими предметами»
Отгадай слова-предметы, которые необходимы врачу и расскажи, для чего они нужны.
Карточки с анаграммами:
1.Термометр — мотерметр
2.шприц — рицпш
3.бинт нибт
4.фонендоскоп — нендофоскоп
5.таблетки — леттабки
6.пинцет –цетпин
Ведущий: У врачей всегда есть помощницы – медицинские сестры. Они делают уколы, помогают при операциях и перевязках.
Конкурс: «Медсестра»
Ведущий: Я приглашаю 3 пары по 2 участника. Один будет в роли пациента, а другой в роли мед. Сестры. Необходимо забинтовать голову пациенту. Чья команда справиться быстрее, та и победила.
Ведущий: Молодцы. А сейчас я хочу проверить, как вы подготовились к нашему мероприятию. Вы должны были прочесть два рассказа А.П. Чехова: «Каштанка» и «Ванька». Вы читали? (Да) Внимательно читали? (Да) Тогда отвечайте на мои вопросы.
1.Кем по профессии бал дедушка Ваньки? (Сторож)
2.Какой профессии обучался Ванька? (Сапожник)
3.Кем по профессии был хозяин Каштанки. (Столяр)
4.Какая еще похожая профессия встречается в рассказе? (Плотник)
5.Кем по профессии был хозяин Тетки? (Цирковой Артист — клоун)
Ведущий: Молодцы ребята. Скажите, чем занимается человек работающий сторожем? Правильно. Охраняет территорию, имущество.
Сторож — это рабочая профессия, иначе говоря, охранник. А сапожник, чем занимается? Сапожник умеет делать не только новую обувь, но и чинить старую, чтобы ноги в обуви на ходу не уставали, в дождь не промокали, в стужу не мерзли, в жару не потели… Еще хочется, чтобы обувь красивой была. Все это от сапожника большого мастерства требует!
В наши дни модную и красивую обувь делают на фабриках, где много больших и сложных машин. Современный сапожник должен хорошо знать устройство таких машин и уметь управлять ими. Поэтому он уже не просто сапожник, а — инженер. Если ты уже умеешь читать, то, гуляя по улице, читал разные вывески. Если ты видел вывеску, на которой большими буквами написано «Ремонт обуви», знай, что именно там и скрываются настоящие сапожники.
Конкурс: «Сапожник»
Ведущий: Сапожникудля ремонта приносят очень много обуви, и случилось так, что она вся перепуталась. Я приглашаю 2 команды по 3 человека. Вам необходимо разобрать по парам всю обувь. Детям выдаются конверты с вырезанными из картона моделями обуви.
Ведущий: На вопрос: «Кем работал хозяин Каштанки?» правильно ответили – столяром. Я вам расскажу, чем отличаются очень похожие профессии столяр и плотник.
- Плотник выполняет более грубую работу. Столяр – ремесло, близкое к работе художника.
- В своей работе столяр использует гораздо больше инструментов, как ручных, так и всевозможные станки.
- Столяр изготавливает более сложные и тонкие детали. Например, части самолета или декоративные элементы.
- Плотник выполняет более масштабные работы, пример – возведение деревянного дома.
- Столяр может работать с металлом, плотник – только с деревом.
Человек этой профессии должен владеть многими инструментами.
Конкурс: «Отгадай инструмент»
Ведущий: Необходимо с завязанными глазами определить инструмент. Желающие участвовать в этом конкурсе подходят по очереди.
Ведущий: Вы ребята молодцы, правильно ответили на вопрос о хозяине Тетки. Ведь, когда Каштанку называли Теткой, у нее был хозяин Mосье Жорж. Клоун. Немного о его профессии. Артист цирка – это специалист, принимающий участие в цирковой постановке.
Как правило, к этой категории работников относят представителей различных профильных специальностей.
Виды цирковых профессий:
- акробаты – люди, профессионально выполняющие физически сложные трюки;
- дрессировщики – сотрудники, занимающиеся дрессурой животных и птиц, а также постановкой номеров с их участием;
- фокусники – мастера, осуществляющие манипуляции с предметами и вниманием зрителей;
- клоуны – гении шуток и пантомимы, способные быстро развеселить публику.
Конкурс: «Пантомима»
Гусь Иван Иванович
Кот Фёдор Тимофеевич
Свинья Хавронья Ивановна
Каштанка
Ванька пишет письмо
Ведущий: Ребята, вы были, когда ни — будь в цирке, видели, как работают клоуны? Кто хочет попробовать. Желающие вытаскивают карточку с заданием, показывают пантомима зрителям, которые должны отгадать.
Ведущий: Понятно, что артисты цирка – это, в первую очередь, профессионалы, безупречно владеющие своей профессией. Конечно же, для того чтобы стать мастерами в своём деле, за их плечами, обычно, остаются годы усиленных тренировок. Как правило, цирковые представления проходят в сопровождении оркестров или просто музыки. В программу входят танцевальные номера. Давайте сейчас представим, что мы на арене цирка, в роли цирковых танцоров. (Включается музыка, дети танцуют)
Ведущий: Чехов был гениальным писателем, грамотным профессионалом и величайшей души человеком. Мы помним его и гордимся. Сегодня мы лишь приоткрыли занавес в мир профессий с помощью рассказов А.П. Чехова.
Вы много сегодня узнали интересного о труде, о профессиях. Вам понравилось мероприятие? Если вы узнали, что-то новое для себя, хорошо провели время, возьмите, пожалуйста, смайлик яркого цвета и приклейте на экран настроения. Если вам было грустно и не интересно – тогда грустный смайлик. Спасибо.
Ведущий: Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в начальных классах и, по возможности, готовиться к этому. Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями.
Ведь главное: Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии.
Желаю вам удачного выбора. А прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
До свидания! До новых встреч!
Оставить комментарий