Проект «Путешествие по карте»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №110 «Страна чудес» г.Пенза

Автор: воспитатель: Макшанова Т.А.

Тип проекта: творческо-информационный  

Продолжительность: 1 месяц 

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Актуальность:  

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.  Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и   интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления  личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

 

Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

 Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Цель проекта: Развитие познавательной активности детей старшей группы через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.

Задачи проекта:

—  Формирование представлений детей разновозрастной группы о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, пустыня, саванна, тропические леса, тайга, Австралия, океан), условий жизни их обитателей (животных, растений).

—  Развитие способностей детей  дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.

— Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.

—  Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника. 

— Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.

— Дать возможность детям осознать и применять способы сохранения экологической безопасности .

Ожидаемый результат:

При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

— Повышение познавательной активности детей в разновозрастной группе через совместные детско-родительские мини проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.

— У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли, условиях жизни их обитателей. Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.

— Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т.п.

Интеграция образовательных областей: познавательное,  художественно-эстетическое,

социально-коммуникативное, речевое развитие.

Формы реализации проекта: 

Деятельность педагога:

  • беседы
  • познавательные рассказы воспитателя
  • интегрированные занятия
  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)
  • использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)
  • прослушивание музыкальных произведений
  • викторины
  • презентации

Деятельность детей:

  • речевые игры, описательные рассказы
  • дидактические игры с предметными картинками
  • подвижные игры
  • художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • консультации, рекомендации, памятки
  • практические задания
  • совместные мероприятия

Реализация проекта:

1 этап: подготовительный. Определение темы исследования; составление плана работы; выявление предварительных знаний детей по теме проекта; формулирование вопросов для исследований; подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, рассказы, стихи, репродукции; разработка организованной образовательной деятельности.

2 этап: практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.

Работа с детьми:

  • Творческая деятельность детей;
  • Создание рисунков и аппликаций, пластилинографий;
  • Игровая деятельность;
  • Оформление уголка природы в группе.

Этапы работы над проектом «Природные зоны земли»

Мероприятия
1.    Беседа «Арктика и Антарктида»

Цель: познакомить детей с такими климатическими зонами как Арктика и Антарктида и их особенностями.

2.    Лепка «Весёлые пингвинята»

Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами; формировать у детей интерес к лепке

3.    Презентация «Растения и животные тайги»

Цель: Обогащать естественнонаучные представления детей о природе

4.    Рисование  «Мы живём в лесу»

Цель: Продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками

5.    Беседа «Пустыни нашей планеты»

Цель: Познакомить с самим жарком континентом — Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями пустыни.

6.    Ручной труд «Милашки черепашки»

Цель: Знакомство с особенностями внешнего строения черепахи

7.    Презентация  «Саванна»

8.    Цель: Познакомить с самим жарком континентом — Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями саванны.

9.    Рисование «И ходят по дороге верблюды, носороги»

Цель: Учить рисовать «верблюда» передавая в рисунке его строение, характерные особенности.

10.  Презентация  «Тропические леса»

Цель: Познакомить с тропическими лесами, с климатическими условиями, животными и растениями.

11. Лепка  «Веселые зайчата»
 12.   Цель: продолжать учить детей лепить животных
13.Беседа «Австралия»

Цель: Дать общее представление о стране Австралия

14. Игра-викторина

Цель: Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон: Арктика, Жаркие страны, Тропический лес

 
15. Оформление выставки-вернисажа детских работ

Работа с педагогами:

  • создание презентации;

Работа с родителями:

  • Совместное творчество с детьми;
  • Консультации для родителей;
  • Оформление уголка природы в группе.

3 этап: заключительный. 

  • Оформление вернисажа коллективного детского творчества;
  • Игра-викторина;
  • Просмотр презентации о проведении проекта с участием детей;

Итоги проведенной работы:

По итогам работы было отмечено:

  • Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы нашей земли
  • Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.
  • Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили знания детей о животном и растительном мире различных природных зон. Мы использовали различные формы деятельности. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*