Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №110 «Страна чудес» г.Пенза
Автор: воспитатель: Макшанова Т.А.
Тип проекта: творческо-информационный
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Актуальность:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Цель проекта: Развитие познавательной активности детей старшей группы через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.
Задачи проекта:
— Формирование представлений детей разновозрастной группы о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, пустыня, саванна, тропические леса, тайга, Австралия, океан), условий жизни их обитателей (животных, растений).
— Развитие способностей детей дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.
— Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.
— Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
— Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.
— Дать возможность детям осознать и применять способы сохранения экологической безопасности .
Ожидаемый результат:
При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
— Повышение познавательной активности детей в разновозрастной группе через совместные детско-родительские мини проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.
— У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли, условиях жизни их обитателей. Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.
— Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т.п.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное, речевое развитие.
Формы реализации проекта:
Деятельность педагога:
- беседы
- познавательные рассказы воспитателя
- интегрированные занятия
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)
- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)
- прослушивание музыкальных произведений
- викторины
- презентации
Деятельность детей:
- речевые игры, описательные рассказы
- дидактические игры с предметными картинками
- подвижные игры
- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)
Взаимодействие с родителями воспитанников:
- консультации, рекомендации, памятки
- практические задания
- совместные мероприятия
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный. Определение темы исследования; составление плана работы; выявление предварительных знаний детей по теме проекта; формулирование вопросов для исследований; подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, рассказы, стихи, репродукции; разработка организованной образовательной деятельности.
2 этап: практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Работа с детьми:
- Творческая деятельность детей;
- Создание рисунков и аппликаций, пластилинографий;
- Игровая деятельность;
- Оформление уголка природы в группе.
Этапы работы над проектом «Природные зоны земли»
Мероприятия |
1. Беседа «Арктика и Антарктида»
Цель: познакомить детей с такими климатическими зонами как Арктика и Антарктида и их особенностями. |
2. Лепка «Весёлые пингвинята»
Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами; формировать у детей интерес к лепке |
3. Презентация «Растения и животные тайги»
Цель: Обогащать естественнонаучные представления детей о природе |
4. Рисование «Мы живём в лесу»
Цель: Продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками |
5. Беседа «Пустыни нашей планеты»
Цель: Познакомить с самим жарком континентом — Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями пустыни. |
6. Ручной труд «Милашки черепашки»
Цель: Знакомство с особенностями внешнего строения черепахи |
7. Презентация «Саванна»
8. Цель: Познакомить с самим жарком континентом — Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями саванны. |
9. Рисование «И ходят по дороге верблюды, носороги»
Цель: Учить рисовать «верблюда» передавая в рисунке его строение, характерные особенности. |
10. Презентация «Тропические леса»
Цель: Познакомить с тропическими лесами, с климатическими условиями, животными и растениями. |
11. Лепка «Веселые зайчата» |
12. Цель: продолжать учить детей лепить животных |
13.Беседа «Австралия»
Цель: Дать общее представление о стране Австралия |
14. Игра-викторина
Цель: Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон: Арктика, Жаркие страны, Тропический лес |
15. Оформление выставки-вернисажа детских работ |
Работа с педагогами:
- создание презентации;
Работа с родителями:
- Совместное творчество с детьми;
- Консультации для родителей;
- Оформление уголка природы в группе.
3 этап: заключительный.
- Оформление вернисажа коллективного детского творчества;
- Игра-викторина;
- Просмотр презентации о проведении проекта с участием детей;
Итоги проведенной работы:
По итогам работы было отмечено:
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы нашей земли
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.
- Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили знания детей о животном и растительном мире различных природных зон. Мы использовали различные формы деятельности. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях.
Оставить комментарий