Филиал МБДОУ детский сад №110 «Страна детства» город Пенза
Автор: воспитатель Черевичная Вероника Геннадьевна
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Основные принципы обучения
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей среднего дошкольноговозраста 4-5 лет.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления образовательной работы
2.2. Приёмы обучения
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы
2.4. Направления работы по совершенствованию трудовых навыков
2.5. Структура непосредственно-образовательной деятельности
2.6. Календарный учебный график дополнительной образовательной программы
2.7. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы по художественно-эстетическому направлению «Рукодельница»
2.8. Перспективно-тематический план дополнительной образовательной программы «Волшебная бумага»
2.9. Педагогический мониторинг качества трудовых навыков по ручному труду по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
3.2. Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
3.3. Список литературы.
- Целевой раздел программы
- Пояснительная записка.
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А.В. Запорожец
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Ручной труд –универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует само-регуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки –это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием
практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Основные идеи программы
Бумага – удивительный, многофункциональный материал, находящий применение практически во всех сферах деятельности человека. Так и при работе с детьми, изготовляя интересную, творческую поделку очень часто используют данный материал
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую напра-вленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.Бумага -первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить
головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Мозаичная аппликация –вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек -при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатываетсяв комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» -вид аппликации, выполненныйиз полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Бумажная филигрань -старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.Знакомство с оригами –пер. с японского «сложенная бумага» -древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги икартона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).
Содержание данной Программы построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная Программа составлена в соответствии с нормативно — правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация данного обучающего курса на базе ДОУ в рамках дополнительного образования является особенно актуальным. Ведь целю дополнительного образования является развитие творческой личности ребенка, чему особенно способствует, по мнению многих отечественных ученых (Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, А. П. Усова, Н. П. Сакулина) декоративно – прикладное искусство.
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей. Известно, что рука учит мозг, чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему программа дополнительного общеразвивающего образования «Волшебная бумага» является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
Ведущая идея программы— создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческогопотенциала каждого ребенка и его самореализация.
Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы конструирование из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
— формировать умения следовать устным инструкциям;
— обучать различным приемам работы с бумагой;
— знакомить детей с основными геометрческими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол;
— формировать навыки обращения с изобразительным
— обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей: воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; поддерживать взаимосвязь между занятиями по конструированию из бумаги и с окружающим миром.
— развивать мелкую моторику и связную речь.
— развивать внимание и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
— воспитание трудолюбия, терпения;
— воспитание аккуратности;
— формирование чувств коллективизма;
— воспитывать у детей интерес к конструктивной деятельности, стремление к овладению способами действия;
— воспитывать чувство личной ответственности за сделанное изделие.
1.3 Основные принципы обучения, лежат в основе программы:
Программа соответствует следующим принципам:
- Принцип воспитывающего обучения: руководитель в процессе обучения детей ручному труду одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности– изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материалапредполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников
- Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью.
- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 4-5 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Способны сосредотачиваться не только на деятельности, которая их увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Дети стремятся качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
У ребенка стабилизируется координация мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной и творческой деятельности. Он с большим удовольствием рисует, вырезает и клеит, строит замки и фантастические конструкции, украшает дом подручным материалом.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
- Наличие интереса к творчеству, самовыражению (участие в коллективных работах, играх-драматизациях);
- Желание овладеть разными видами трудовой деятельности, приёмами работы с разными инструментами;
- Умение создавать художественный образ своего изделия;
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
- Овладение нормами этики поведения;
- Сохранять правильное положение корпуса при выполнении работы;
- Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Планируемые результаты
В результате освоения данной образовательной программы каждый обучающийся должен иметь соответствующие компетентности:
- Интеллектуальная
- владеет обобщёнными способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные поделки;
- способен планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;
- в рассуждениях может учитывать позицию другого ребёнка, взрослого (децентрация).
- Социально-коммуникативная,
- уважает желания других людей
- умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме
- может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим
- имеет представление о некоторых праздниках, связанных с событиями в стране, городе (День Победы, День космонавтики, День города, Новый год, День защитника Отечества, День независимости России и пр.)
- проявляет интерес к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству; эмоционально и увлечённо воспринимает работы.
- В плане физического развития
- Имеет навыки бережного отношения к своему здоровью.
- Сохраняет правильное положение корпуса при работе за столом.
- В плане художественно-эстетического развития:
- Умение видеть, понимать и ценить прекрасное вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности человека;
- Формирование способности к созидательной и творческой деятельности;
- Развитие образной фантазии;
- Воспитание художественного вкуса;
- Проявляет самостоятельность при выполнении трудового задания.
- Художественные знания, умения:
- Знание следующих техник (оригами, мятая бумага, объемная аппликация и т.д.)
- Знание терминов (сгиб, косынка, шаблон и др.);
- Умение различать разновидности бумаги (картон, гофрированная бумага, креповая бумага и др.)
- Практические творческие навыки:
- Умение держать ножницы;
- Навыки вырезания несложных предметов по контуру;
- Умение пользоваться схемой;
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Результатом деятельности кружка станет формирование у детей устойчивых умений и навыков при работе с бумагой, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в благотворительных праздниках, конкурсах различного уровня.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты работы:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.
- Содержательный раздел программы
2.1. Основные направления образовательной работы
- Формировать умение работать аккуратно, не отвлекаясь на посторонние предметы и действия.
- Развивать эстетический вкус.
- Совершенствовать умение правильно держать ножницы, аккуратно работать с острыми предметами.
- Развивать умение выделять основные способы выполнения техник.
- Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных техник и способов работы с бумагой.
- Совершенствовать умение детей подбирать фактуру материала для того или иного изделия; подбирать цветовую гамму.
Необходимо бережное отношение к детскому самоанализу и самоопределению; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им необходимость корректной оценки готовых изделий и способов исправления недостатков.
2.2. Приёмы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы
: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности то есть реальному предмету (выполненное
взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребѐнка на выполнение задания, а в других –на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такойприѐм, как практический. Изготовление поделки,
составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым,
поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный
(устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный
(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
•практический
(выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный
(дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
•репродуктивный( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
•частично-поисковый( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
— исследовательский(самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
•групповой – организация работы в группах
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.4. Направления работы по совершенствованию трудовых навыков
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
Содержание программы:
Блок 1– «Бумажный комочек»
Блок 2 – «рваная бумага , Мозаичная аппликация»
Блок 3 – «Оригами»
Блок 4 – «Квиллинг, торцевание»
Мозаичная аппликация –вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек -при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Оригами- учиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.
Бумажная филигрань -старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Знакомство с оригами –пер. с японского «сложенная бумага» -древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
2.5. Структура непосредственно-образовательной деятельности
- Игра-приветствие
- Постановка целевого ориентира
- Обследование и изучение предстоящей работы
- Выполнение работы (выполнение основных швов, изучение и выполнение приёмов работы с нитями пряжи, основные приёмы пришивания пуговиц и бусин , изготовление изделий)
- Подведение итогов занятия (оценивание выполненных работ, обыгрывание изделий).
Обоснование структуры программы учебного курса: У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию, приёмам и способам изготовления изделия, оценивают свою работу и работу товарищей. У детей 6-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их эстетическое восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить приёмы и способы выполнения работы, подобрать цвет и форму; укрепляется, становится более развитой сенсомоторная координация.
Методы обучения:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
Оценка качества детского изделия должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
2.6. Календарный учебный график дополнительной образовательной программы
Продолжительность учебного года | С сентября 2018 по сентябрь 2019 года | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня | ||
Педагогическая диагностика | Май 2019 года | ||
Количество занятий | В неделю | В месяц | В год |
2 | 8 | 96 |
Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.7. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы по художественно-эстетическому направлению «Волшебная бумага»
№ | Предметы, дисциплина | Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
1 |
художественно-эстетическое развитие |
2 |
8 |
96 |
2.8. Перспективно-тематический план дополнительной образовательной программы «Волшебная бумага» возраст 4-5 лет
СЕНТЯБРЬ
№ | Тема | Задачи |
1. | «Волшебные свойства бумаги» | Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. |
2. | «Объемные фигуры простым взмахом ножниц» | Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания |
3.
|
Фантазии с листом бумаги» | Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. |
4-5 | Объемная аппликация
Осенний лес |
Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Изготовить коллективную объемную аппликацию на листе бумаги. |
6 | Божья коровка»
(объёмная аппликация) |
Учить детей катать шарики из красной бумаги, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из бумаги. |
7-8. | «Ваза с фруктами»
(объёмная аппликация) |
Учить создавать натюрморт, используя аппликацию из бумажных элементов: обводить готовые силуэты вазы и фруктов простым карандашом, а затем заполнять контурное изображение вазы и фруктов цветными бумажными комочками |
ОКТЯБРЬ (рваная бумага)
№ | Тема | Задачи |
1. | Солнышко | Изготовление солнышка из скрученной бумаги. Научить детей из кусочков бумаги скатывать шарики, скручивать веревочки. |
2.-3.
|
«Осеннее дерево»
|
Учить создавать выразительный образ дерева из кусочков цветной бумаги; передавать характерные особенности окраски разных пород деревьев (берёзы, тополя, осины) с помощью цвета. Закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение. |
4-5 | Дары осени – овощи | Научить делать объемную аппликацию дары осени – овощи.
Учить детей правильно складывать бумагу, работать с ножницами и клеем, воспитывать аккуратность Научить детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага. |
6 | Удивительный кот | Создать из оторванных цветных кусочков кота. Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. |
7-8. | Строим дом | Сделать аппликацию домика из прямоугольных кусочков рваной бумаги. Способствовать развитию навыков конструирования, воображения |
НОЯБРЬ (оригами)
№ | Тема | Задачи |
1. | Знакомство с искусством оригами | Познакомить детей с искусством оригами.
Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
|
2. | Превращения квадратика | Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
Развивать творческое воображение и фантазию. |
3.
|
«Кот»
|
Познакомить с базовой формой «треугольник».Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник».
Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта |
4-5 | «Собачья семейка» | Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».
Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)
|
6 | Оригами из
кругов «ГРИБОК»
|
Познакомить ребят с техникой оригами, показать
несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя); П оделка «ГРИБОК». Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию
|
7 | Оригами из
кругов «Божья коровка»
|
-продолжать учить складывать базовую форму
–круг пополам; -Выделять части тела –крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей
|
8. | Оригами из
кругов Коллективная работа Аквариум
|
Продолжать учить детей работать с круглым листом
бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Учить работать совместно, делая одно общее дело
|
ДЕКАБРЬ (квиллинг)
№ | Тема | Задачи |
1 -2. | Бумажная
полоска «Петля»
|
Показать
детям новое использование бумажной полоски –складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение. |
3- 4
|
Бумажная полоска «петля» Новогодняя поделка «Еловые ветки» | Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. |
5. | «Паучок» | Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение. |
6 | Снежинки.
|
Воспитывать самостоятельность, активность, усидчивость. Развивать мелкую моторику. Оборудование для квиллинга, клей, цветной картон голубого и синего цвета. |
7 | «Зимние ёлочки» | Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Оборудование для квиллинга, вата, цветной картон (голубой), клей. |
8. | «Новогодняя открытка» | Учить задумывать содержание открытки, учить красиво составлять композицию на листе. В-ть желание трудиться над подарком. Оборудование для квиллинга, Шаблон открытки, клей |
ЯНВАРЬ
№ | Тема | Задачи |
1. | «Цветочек в вазоне»
«Работа с салфеточной бумагой» |
Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток; развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения. |
2. | «Снегирь» | Упражнять в соединении двух цветов во время складывания. Закрепить сгиб от «себя» и на «себя».
Развивать воображение, чувство формы и пропорции. Развивать самостоятельность, инициативность. Закрепить условное обозначение «долина», «переворот».
|
3.
|
Снежинки.
(вырезаем из бумаги) |
Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику. |
4-5 | Кудрявый барашек
(комочки и полоски) |
Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. |
6 | «Лисичка-сестричка» | Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»
Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос. |
7-8. | Техники «торцевания», «скатывание из салфеток»
Панно «Золотая рыбка»
|
Развитие навыков коллективной работы, закрепление ранее полученных знаний и умений. |
ФЕВРАЛЬ
№ | Тема | Задачи |
1-2. | Техника «торцевание»
«Сердечко ко дню всех влюбленных»
|
Знакомство с новой техникой, создание условий для формирования умений скручивания гофрированной бумаги в маленькие трубочки. Создание эскиза, наклеивание деталей композиции. |
3.
|
«Открытка для папы»
(вырезаем из бумаги) |
Учить симметричному вырезанию листьев, цветов, сложенных вдвое. Повторить правила работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
4-5 | Летят самолеты
(коллективная работа)
|
Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату |
6 | «Рыбки в море» | Продолжить развивать у детей умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Воспитывать внимание.
Закрепить аккуратное обращение с ножницами. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать художественный вкус, вызывать интерес к созданию композиции. |
7-8. | «Подарок для мамы» | формировать умение видеть красоту посредством изготовления изделий декоративно-прикладного творчества; формировать желание дарить подарки, сделанные своими руками; развивать эстетический и художественный вкус и ориентировать на качество изделий; развивать творческий потенциал детей, их инициативу, уверенность в своих силах; развивать творческое воображение, способствовать развитию образного мышления; развивать аккуратность. |
МАРТ
№ | Тема | Задачи |
1. | «Гофрированная бумага» | Познакомить с новой техникой «Торцевание»; развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать; навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. |
2. | «Цветы» | Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», Развивать мелкую моторику рук у ребенка Развивать интерес к творчеству Вырабатывать усидчивость, аккуратность Воспитывать у ребенка желание мастерить |
3.
|
Смотрит солнышко в окно» | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. |
4-5 | «Парусник» | Воспитывать уважение к папам, дедушкам как защитникам Отечества. Вызвать желание сделать для папы, дедушки подарок к празднику. Совершенствовать умение выполнять элемент спираль. Закреплять умение пользоваться приёмом аппликации обрывание. Учить составлять композицию, сочетая детали по цвету.
Развивать творческие способности.
|
6 | «Ветка вербы» | Воспитывать интерес к занятию, создавать радостное настроение во время работы, желание выполнить работу до конца, радоваться результату. Оборудование для квиллинга, клей, цветной картон, краска, кисточка. |
7. | «Тюльпан» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении |
8. | Смотрит солнышко в окошко | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. |
АПРЕЛЬ
№ | Тема | Задачи |
1.- 2. | Пасхальное яйцо
Мозаичная аппликация |
В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.Заполнять контурное изображение яйца цветными бумажными комочками
|
3.
|
«Космос» ОРИГАМИ
Коллективная работа |
Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства. Упражнять детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности.
|
4-5 | « Ракета» | Учить составлять композицию, сочетая детали по цвету. Закрепить умения детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок. Продолжать учить детей комбинировать детали
|
6 | Облака – белогривые лошадки | Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща |
7-8. | «Веточка вербы» | Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
МАЙ
№ | Тема | Задачи |
1. | «Божьи коровки» | Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым. |
2. | «Белочка» | Закрепить базовую форму «треугольник» на примере изготовления ёжика. Вызвать интерес к работе с бумагой.
|
3.
|
«День победы» | ознакомление с техникой торцевание; правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы. |
4 | «Салют»
|
Развивать внимание и чувство формы. Воспитывать художественный вкус. Продолжать скручивать форму «Ролла». Оформлять композицию. Оборудование для квиллинга, клей, картина с изображением кремля. |
5-6 | «Одуванчики в траве
(коллективная работа) |
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. |
7-8. | «Ландыши» | Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику, внимательность. Повторить весенние цветы. Учить договариваться, советоваться друг с другом. Оборудование для квиллинга, клей, картина с изображением весенней полянки леса, запись мультфильма «Паровозик из Ромашково» |
ИЮНЬ
№ | Тема | Задачи |
1. | Техника «торцевание»
Коллективная работа «Лето»
|
Работа в малых подгруппах – изготовление заготовок. Развитие навыков самостоятельной коллективной работы лишь при незначительном участии взрослого. |
2. | «Медвежата» | Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. |
3.
|
«Зайка»
(обрывная аппликация)
|
Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
4-5 | Декоративный поднос» | Знакомить детей с жостовской росписью, называть элементы узора, традиционные цветовые оттенки; выполнить элементы украшения из цветной бумаги. |
6 | «Компот из вишен»
|
продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» |
7. | «Гусеничка» | закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль» |
8. | «Ёжик» | Продолжать закреплять умение скручивать форму «Глазок», развивать композиционные умения. Формировать уверенность в себе. Оборудование для квиллинга, шаблоны ежей, клей, картина леса. |
ИЮЛЬ
№ | Тема | Задачи |
1. 2. | «Жар-птица» | Формировать радость работы в коллективе. Уверенно крутить элементы квиллинга, помогать товарищам. Уметь договариваться друг с другом. Оборудование для квиллинга, распечатка картинок с жар-птицей, клей, картон синего цвета. |
3. -4
|
«Цветы в вазе» | Закрепить основные формы, воспитывать усидчивость, желание доводить работу до конца. Умение составлять композицию повторить симметричное вырезание. Оборудование для квиллинга, клей, цветной картон, цветная бумага, ножницы. |
5 | «Яблоко» | Продолжить учить обводить трафарет (Яблоко), учить детей скручивать форму «Свободная спираль», учить работать в коллективе, воспитывать ответственность, доброжелательность. Оборудование для квиллинга, Ножницы, цветная бумага (картон) желтый, красный, зеленый, рисунок яблони без яблок, клей. |
6 | «Зонтик»
|
Изготовление зонтика способом объемной аппликации.
Наблюдение за погодой, соотношение ее с временем года.
|
7-8. | «Лягушонок «Ква»
|
Показать новый вид объемной аппликации и способ ее
изготовления. Учить создавать динамические игрушки из бумаги, развивать, мелкую мускулатуру рук. Развитие навыков конструирования, бережного отношения к своей работе.
|
АВГУСТ
№ | Тема | Задачи |
1. | «Золотая рыбка»
|
Познакомить с понятием «интерьер». Показать прием изготовления игрушки на палочке. Познакомить с новым способом объемной аппликации. Учить детей пользовать выкройками при создании аппликации по образцу.
|
2. | Страус | Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией воспитателя. |
3.
|
«Виноградная гроздь» | Закреплять навыки работы в данной технике. Совершенствовать ручные умения детей, умение самостоятельно создавать композицию, доводить дело до конца. |
4-5 | Зоопарк | Совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой. Развивать фантазию. Выстраивание плана действий («Что сначала, что потом»).
|
6 | «Ромашка» | продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз» |
7 | «Котенок», | Учить выполнять поделку из нескольких частей
Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку готовыми деталями.. |
8. | «Грибы» | Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль. Закреплять умение детей выполнять аппликацию из скрученных элементов квиллинга – «свободная спираль» . Оборудование для квиллинга, шаблоны грибов, клей. |
2.9. Педагогический мониторинг уровня развития художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет .
Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 2 раза в год (сентябрь — май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию художественно-эстетического творчества «Рукодельница».
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатовдеятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем:
высокий (В)—3 балла;
средний (С)—2 балла;
низкий (Н) —1 балл.
Критерии (параметры)
Образовательные результатыосвоение детьми содержания образования:
- Разнообразие умений и навыков.
- Глубина и широта знаний по предмету.
- Детские практические и творческие достижения.
- Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
- Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).
- Культураповедения ребенка.
- Характер отношений в коллективе.
Мониторинг образовательныхрезультатов:
1.Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка,карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2.Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (названиегеометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3.Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, вмасштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики:
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать напоставленные вопросы, обладаеттворческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, невсегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов
Мониторинг проверки знаний
Фамилия, имя ребенка____________
Год рождения____________________
Направление работы | Разделы
|
Начало года | Конец года |
«Работа с иголкой» | Разнообразие умений и навыков
|
||
Глубина и широта знаний по предмету | |||
Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности | |||
Разнообразие творческих достижений | |||
Развитие познавательных способностей: воображения, памяти,
речи, сенсомоторики |
|||
Культура поведения ребенка
|
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
Техническое оснащение занятий:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
— цветную и гофрированную бумагу, салфетки.
— картон белый и цветной,
— клей
-стержни для шариковой ручки,
-ножницы,
— карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
— салфетки,
— клеенка.
Дидактические материалы:
— подборка готовых работ из бумаги в разных техниках.
— Схемы для поделок.
— Пошаговые инструкции выполнения работ.
Кадровые условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы включают в себя: комплектованность педагогическими работниками прошедшими курсы повышения квалификации по теме «Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дошкольного образования», имеющий высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения либо высшее профессиональное образование или среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, глава 5, статья 48, педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию программы;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения;
6) систематически повышать свой профессиональный уровень.
Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. При этом решаются основные задачи по созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их способностей.
3.2. Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
График работы
дополнительной образовательной программы
по ручному труду «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
День
недели |
Время проведения | Место проведения | Руководитель кружка |
Понедельник | 19.00-19.20 | Групповая комната | Т.В.Наровчатова |
Среда | 19.00-19.20 |
Групповая комната |
Т.В.Наровчатова |
3.3. Список литературы
- Анистратова А.А., Н. И. Гришина «Поделки из ткани, ниток и пуговиц. » М; Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова; издательство: ОНИКС.
- «Волшебные крестики», изд. «Карапуз», 2001г.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой.
- Закржевская Е.Д., С, В. Марсаль «110 увлекательных поделок из пуговиц. » Серия «Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону: издательство: «Феникс».
- Комарова Т. С, .Куцакова Л. В, .Павлова Л. Ю Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Конышева Н.М.«Чудесная мастерская».
- 7. Конышева Н.М. «Рукотворный мир»
- Кочетова С. «Мягкая игрушка» Санкт-Петербург ЭКСМО 2003-2005г. Академия «Умелые ручки»
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.
- Куцакова Л. В Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М. : Совершенство, 1999.
- Куцакова Л. В «Творим и мастерим – М. Мозаика-Синтез, 2007.
- Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.
- Малышева А.Н. «Работа с тканью» Ярославль «Академия развития» 2001г.
- Методические рекомендации к программе «Детство»
- Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками; Ярославль, »Академия развития», 1997.
- Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде – М. : Просвещение, 1983.
- Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2000. -240с.
- Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. — Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.
- Новикова И.В. «Поделки из ниток и пряжи в детском саду» ; Академия развития, 2011г.
- Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
- Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой Деятельности Учебное пособие для пед. институтов– М. : Просвещение, 1987.
- Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 — 02-484/16.
- Интернет-ресурсы.
Оставить комментарий