Структура взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями

Работа инструктора по физической культуре с родителями обучающихся дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлым нарушением речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, задержкой психического развития) охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления воспитанников и опирается на требования «Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся (ОНР, ФФНР, ЗПР), принятой за основу в ДОУ.

Работа с родителями разнопланова и осуществляется по нескольким направлениям, объединённым в следующие блоки, определяющие структуру взаимодействия педагога и родителей.

I блок. Ознакомительно-диагностический

  • Ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий (результатами мониторинга образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»).
  • Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, индивидуальная работа и др.) с целью своевременного выявления каких-либо проблем (гиперактивность ребёнка, отказ от роли ведущего в игре, сложности в выполнении какого-либо движения, упражнения и др.) и путей их совместного с родителями устранения.
  • Беседы с детьми и родителями с целью выяснения интересов к различным видам физических упражнений, предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры, ознакомление с планом работы по физическому воспитанию на ближайший период (неделю, месяц, квартал).

II блок. Наглядно-информационный

Содержание блока:

  • Оформление стендов (например, «Физкульт-ура!», «Здоровей-ка!», «Здоровый образ жизни» и др.). Содержание материалов, размещённых на стендах, отражает особенности работы с детьми дошкольного возраста.
  • Выпуск стенгазет (например, «Наше спортивное лето», «Кто спортом занимается, тот здоровья набирается» и др.). В стенгазетах помещаются творческие рассказы детей на спортивную тематику, что способствует развитию речи ребёнка (расширяется словарный запас, ребёнок упражняется в согласовании различных частей речи, старается последовательно изложить происходившие события).

Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания (например, «Как организовать физкультурный уголок дома», «Здоровье начинается со стопы», «Играем с пальчиками — развиваем речь», «Ты с мячом играй, играй!», и др.).

  • Выпуск очередных номеров журнала «Здоровей-Ка!». На страницах журнала размещаются различные материалы с рекомендациями для родителей, носящие просветительский характер, по воспитанию основ здорового образа жизни у воспитанников.
  • Фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, дни здоровья и др.).
  • Размещение информационных материалов на сайте образовательного учреждения.

III блок. Консультативный

  • Консультации для родителей (например, «Играем всей семьёй» — упражнения и игры для детей разных возрастных групп; «Опередим школьные трудности» — упражнения, помогающие наращиванию всего психологического потенциала ребёнка, развитию способностей к обучению; «Дыхательные упражнения» — на выработку длительного выдоха, нужной направленности воздушной струи и, как следствие, профилактика ОРЗ; «Упражнения с мячом-ежом» — для развития пальцев рук и др.).
  • Беседы (например, «Прыгать через скакалку — это просто!», «Пособия для физкультурного уголка дома»).

IV блок. Субъективно-дифференцированный

  • Индивидуальная работа с родителями по инициативе специалиста (индивидуальное консультирование родителей; рекомендации; показ педагогом различных комплексов упражнений для занятий в домашних условиях в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка и др.).
  • Индивидуальная работа специалиста с родителями по их инициативе, по мере необходимости (получение индивидуальных рекомендаций конкретными родителями по различным вопросам физического воспитания их детей, например, «Как правильно организовать дома спортивный уголок?», «Справляется ли мой ребёнок с требованиями программы детского сада?» и др.).

V блок. Репрезентативно-практический

  • Совместные с родителями физкультурные занятия разного типа (тематические, интегрированные, сюжетные, танцевально-ритмические, коррекционно-оздоровительные и др.), соответствующие лексическим темам группы, с использованием различного инвентаря и оборудования: мячей, скакалок, обручей, гимнастических скамеек, полифункциональных предметов, фитболов и др. (например, «Путешествие в осенний лес», «Космическое путешествие» и др.).
  • Практикумы по проведению различных видов утренних гимнастик: оздоровительной направленности, с музыкальным сопровождением и др. (например, мини-комплекс «Я повторяю по утрам…», «Часики» и др.). Зарядки проводятся с учётом особенностей детей с ОНР, ФФНР и ЗПР.
  • Обучение родителей проведению подвижных игр большой, средней и малой подвижности дома и на свежем воздухе (например, «Я знаю пять имён», «Мой весёлый колобок», «Дни недели», «Не намочи ног», «Прятки с мячом», «Затейник», «Съедобное и несъедобное» и др.).

VI блок. Рекреационно-досуговый

  • Участие в совместных спортивных праздниках и физкультурных досугах в соответствии с тематическим планированием.

VII блок. Перспективный

Содержание блока:

  • совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий (например, на следующий квартал, на время зимних каникул, на летний период и др.);
  • определение объёма необходимой помощи родителей при подготовке спортивных мероприятий;
  • совместное примерное планирование тем для консультаций, бесед, практических занятий и др.

Работа с родителями является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада. Но эта работа необходима, актуальна и очень важна. Посещая консультации, беседы, участвуя в праздниках, досугах и практических занятиях, родители участвуют в жизни группы и детского сада. У родителей появляется интерес к физическому воспитанию своих детей, пополняется багаж педагогических знаний, происходит укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*