
МБДОУ детский сад № 111 г. Пензы
Составила музыкальный руководитель:
Колдашова Н.Н.
Цель: Приобщать детей к народной культуре и развивать интерес к традициям русского народа.
Задачи: 1) Закрепить знания детей о русском народном празднике «Святки».
2) Развивать эстетическое отношение к окружающему миру средствами русского народного фольклора.
3) Воспитывать патриотические чувства, любовь и интерес к народным праздникам.
Действующие лица: Хозяйка – музыкальный руководитель, Тётя Жмотя – физинструктор; Колядовщики в народных костюмах и масках домашних животных – дети.
Атрибуты и оборудование: Ноутбук, акустическая колонка; Рождественская ёлка, лошадка на палочке, стол с народными музыкальными инструментами; метёлка, звёздочки из фоамирана с блёстками и пряники – по количеству детей, лёгкая ткань; денежные пятачки.
Ход развлечения:
(Дети с песней «Рождественские колядки» сл. Т. Рядчиковой,
муз. А. Комарова входят в зал, садятся. Их встречает Хозяйка.)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные! Давно вас ждала – поджидала.
Ёлка скоро в лес уйдёт,
Кто ей песни там споёт?
Будем ёлку провожать,
Веселиться и играть!
Наступил Новый год, прошло Рождество, а сегодня будем с вами Старый новый год и Святки праздновать. Святки начинаются с 7 января и по 17 января. В этот праздник всегда гостей дома поджидали, подарками одаривали, гадали, пели «колядки», наряжались в костюмы да маски.
Хозяйка: Ой, слышу, колядовщики идут,
Колядки нам свои прочтут!
(Под музыку входят 8 колядовщиков)
1-й колядовщик: Собрались мы с вами для забавушки,
Как когда – то наши прадедушки,
И наши прабабушки.
2-й колядовщик: Приходили на весёлые Святки,
На песни всем миром да загадки.
3-й колядовщик: От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
4-й колядовщик: Уж как наша Коляда
Ни мала ни велика.
Да всем поклон шлёт!
Хозяев знает, добром величает.
5-й колядовщик: Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Открывайте сундучки –
Доставайте пятачки.
6-й колядовщик: Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тётенька добренька,
Пирожка – то сдобненько
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!
7-й колядовщик: Не дашь пирога –
Уведу корову за рога!
8-й колядовщик: Добренька хозяюшка!
Коль ты нас щедро наградишь,
Счастье в доме сохранишь!
Уйдём с дарами со двора –
Полны будут закрома!
Хоть конфетку, хоть пятак –
Не уйдём мы просто так!
(В конце колядки дети выполняют притоп ногой, руки в кулаки – на бока.)
(Хозяйка одаривает денежными пятачками.)
Хозяйка: А сейчас за руки беритесь да в круг становитесь!
Хоровод заведём, про зимушку песню споём!
Инсценировка рус. нар. песни «Как на тоненький ледок»,
обр. Т. Попатенко
Хозяйка: Мы в «снежки» сыграем дружно,
Но внимательным быть нужно,
Слушай, слушай – не зевай,
И задание выполняй!
Игра «Горка, каток, сугроб»
(Под весёлую музыку дети идут по кругу, с её окончанием останавливаются и выполняют различные задания: изображают «сугроб» — приседают, сжавшись в комочек, «горку» — парами берутся за руки и поднимают их вверх; «каток» — образуют общий большой круг.)
Хозяйка: Отлично, на внимательность я вас проверила, справились. А вот вам ещё одна забава.
Русская игра «Ледяные ворота»
(Дети встают парами лицом друг к другу, держась за руки вверху, водящий бегает среди детей под «воротами». Дети под музыку говорят слова, как только музыка заканчивается, «ворота» закрываются. Если водящий попал в «ворота», водящего меняют.)
Дети: Поспешайте все сюда,
Отворяем ворота,
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз –
Не пропустим вас!
Хозяйка (после игры): Ох, ворота закрываю,
В мешок с картошкой посажу.
Ну – ка, быстро разбегайтесь,
А то сейчас я догоню!
(Дети убегают на стулья.)
(Под музыку входит Тётя Жмотя.)
Хозяйка: Это что за Коляда?
Ба, это ж сама Баба Яга!
Тётя Жмотя: Я – сеструха Бабки Ёжки,
Мы похожи с ней немножко.
Очень жадничать люблю,
Тётей Жмотей я себя зову.
Ой, а свету – то горит,
Сколько денег набежит!
Сейчас я поколдую,
На ёлке огоньки задую!
Хозяйка: Ой, знаем, знаем, можешь! Только подожди, не вредничай, лучше поиграй с ребятами и отгадай мои загадки!
Загадки про народные музыкальные инструменты
Три струны, играет звонко Инструмент тот – «треуголка». Поскорее узнавай – ка, Что же это? (Балалайка) |
В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт – заливается. Как называется? (Дудочка) |
За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких… (Ложках) |
В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет – только тронь, Как зовут её? (Гармонь) |
На дуге висят спокойно,
Есть бубенчики на нём, Стоит лишь дугу встряхнуть —
По нему мы громко бьём. Мелодично и привольно
С ним сейчас играть мы будем, Украшают долгий путь.
Дайте в руки звонкий…(Бубен) (Бубенцы)
Эта милая игрушка –
Малышовая подружка.
Целый день она поёт,
Деткам плакать не даёт.
(Погремушка)
Тараторит, словно тётка.
Называется…
(Трещотка)
Хозяйка: Инструменты разбирайте,
И в кружок скорей вставайте.
Оставить комментарий