Сценарий фольклорного развлечения для детей «Святки на Старый новый год»

МБДОУ детский сад № 111 г. Пензы

Составила музыкальный руководитель:

Колдашова Н.Н.

 

Цель: Приобщать детей к народной культуре и развивать интерес к традициям русского народа.

Задачи: 1) Закрепить знания детей о русском народном празднике «Святки».

2) Развивать эстетическое отношение к окружающему миру средствами русского народного фольклора.

3) Воспитывать патриотические чувства, любовь и интерес к народным праздникам.

Действующие лица: Хозяйка – музыкальный руководитель, Тётя Жмотя – физинструктор; Колядовщики в народных костюмах и масках домашних животных – дети.

Атрибуты и оборудование: Ноутбук, акустическая колонка; Рождественская ёлка, лошадка на палочке, стол с народными музыкальными инструментами; метёлка, звёздочки из фоамирана с блёстками и пряники  – по количеству детей, лёгкая ткань; денежные пятачки.

Ход развлечения:

(Дети с песней «Рождественские колядки» сл. Т. Рядчиковой,

муз. А. Комарова  входят в зал, садятся. Их встречает Хозяйка.)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные! Давно вас ждала – поджидала.

                  Ёлка скоро в лес уйдёт,

                  Кто ей песни там споёт?

                  Будем ёлку провожать,

                  Веселиться и играть!

Наступил Новый год, прошло Рождество, а сегодня будем с вами Старый новый год и Святки праздновать. Святки начинаются с 7 января и по 17 января. В этот праздник всегда гостей дома поджидали, подарками одаривали, гадали, пели «колядки», наряжались в костюмы да маски.

Хозяйка: Ой, слышу, колядовщики идут,

                  Колядки нам свои прочтут! 

(Под музыку входят 8 колядовщиков)

1-й колядовщик: Собрались мы с вами для забавушки,

                                Как когда – то наши прадедушки,

                                И наши прабабушки.

2-й колядовщик: Приходили на весёлые Святки,

                                На песни всем миром да загадки.

 3-й колядовщик: От Рождества и до Крещенья,

                                Приготовив угощенья,

                                Пели разные колядки,

                                По дворам ходили в Святки.

                                Наряжались и шутили,

                                Праздник ждали и любили.

4-й колядовщик: Уж как наша Коляда

                                Ни мала ни велика.

                                Да всем поклон шлёт!

                                Хозяев знает, добром величает. 

5-й колядовщик: Коляда, коляда,

                                Отворяйте ворота,

                                Открывайте сундучки –

                                Доставайте пятачки. 

6-й колядовщик: Коляда, коляда,

                                Накануне Рождества!

                                Тётенька добренька,

                                Пирожка – то сдобненько

                                Не режь, не ломай,

                                Поскорее подавай! 

7-й колядовщик: Не дашь пирога –

                                Уведу корову за рога! 

8-й колядовщик: Добренька хозяюшка!

                                Коль ты нас щедро наградишь,

                                Счастье в доме сохранишь!

                                Уйдём с дарами со двора –

                                Полны будут закрома!

                                Хоть конфетку, хоть пятак –

                                Не уйдём мы просто так!

(В конце колядки дети выполняют притоп ногой, руки в кулаки – на бока.)

(Хозяйка одаривает денежными пятачками.)

 Хозяйка: А сейчас за руки беритесь да в круг становитесь!

                  Хоровод заведём, про зимушку песню споём!

Инсценировка рус. нар. песни «Как на тоненький ледок»,

обр. Т. Попатенко

Хозяйка: Мы в «снежки» сыграем дружно,

                  Но внимательным быть нужно,

                  Слушай, слушай – не зевай,

                  И задание выполняй!

Игра «Горка, каток, сугроб»

(Под весёлую музыку дети идут по кругу, с её окончанием останавливаются и выполняют различные задания: изображают «сугроб» — приседают, сжавшись в комочек, «горку» — парами берутся за руки и поднимают их вверх; «каток» — образуют общий большой круг.) 

Хозяйка: Отлично, на внимательность я вас проверила, справились. А вот вам ещё одна забава.

Русская игра «Ледяные ворота»

(Дети встают парами лицом друг к другу, держась за руки вверху, водящий бегает среди детей под «воротами». Дети под музыку говорят слова, как только музыка заканчивается, «ворота» закрываются. Если водящий попал в «ворота», водящего меняют.) 

Дети: Поспешайте все сюда,

           Отворяем ворота,

           Пропускаем раз,

           Пропускаем два,

           А на третий раз –

           Не пропустим вас!

Хозяйка (после игры): Ох, ворота закрываю,

                                        В мешок с картошкой посажу.

                                        Ну – ка, быстро разбегайтесь,

                                        А то сейчас я догоню!

(Дети убегают на стулья.) 

(Под музыку входит Тётя Жмотя.)

Хозяйка: Это что за Коляда?

                  Ба, это ж сама Баба Яга!

Тётя Жмотя: Я – сеструха Бабки Ёжки,

                         Мы похожи с ней немножко.

                         Очень жадничать люблю,

                         Тётей Жмотей я себя зову.

                         Ой, а свету – то горит,

                         Сколько денег набежит!

                         Сейчас я поколдую,

                         На ёлке огоньки задую!

 

Хозяйка: Ой, знаем, знаем, можешь! Только подожди, не вредничай, лучше поиграй с ребятами и отгадай мои загадки!

Загадки про народные музыкальные инструменты

 

Три струны, играет звонко
Инструмент тот – «треуголка».
Поскорее узнавай – ка,
Что же это?
(Балалайка)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт – заливается.
Как называется?
(Дудочка)
   
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
(Ложках)
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет – только тронь,
Как зовут её?
(Гармонь)

 

                                                        На дуге висят спокойно,

Есть бубенчики на нём,                Стоит лишь дугу встряхнуть —

По нему мы громко бьём.             Мелодично и привольно

С ним сейчас играть мы будем,   Украшают долгий путь.

Дайте в руки звонкий…(Бубен)     (Бубенцы)

 

Эта милая игрушка –

Малышовая подружка.

Целый день она поёт,

Деткам плакать не даёт.

(Погремушка)

 

Тараторит, словно тётка.

Называется…

(Трещотка)                                    

Хозяйка: Инструменты разбирайте,
                  И в кружок скорей вставайте.

Оркестр народных инструментов под рус. нар. мелодии «Субботея»,
«Ах, вы, сени», «Пойду ль, выйду ль я»
Тётя Жмотя: Ох, и душевно вы играете, ноги сами в пляс идут!
 Игровой танец «Бабка Ёжка» сл. и муз. Т. Морозовой
Тётя Жмотя: А кто не побоится на моей метле прокатиться?
                         Подходи скорей ко мне, прокачу я на метле!
Подвижная игра «Метёлка»
Тётя Жмотя: Ну, метёлка, ай да чудо!
                         Полечу на ней отсюда!
Эх, Хозяюшка, спасибо тебе за гостеприимство! Но пора и честь знать. Да и Дедушка Мороз просил ёлочку – красавицу в лес вернуть до следующего Нового года. А сейчас давайте легонько подуем на ёлочку и погасим огонёчки!
(Дети дуют на ёлку, огоньки гаснут.) 
Хозяйка: Ребята, есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Только сбудется у того, кто поймает одну звёздочку.
(Звёздочки лежат на ткани, Тётя Жмотя и Хозяйка подкидывают их вверх, дети ловят.)
Хозяйка: Ах, спасибо вам, ребятки,
                 Что пришли в мой зал на Святки!
                 Вот вам угощенье новое –
                 Пряники медовые!
(Под весёлую музыку дети выходят из зала.)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*