Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Жемчужина»
Разработала и провела:
Кузнецова Наталья Валерьевна, психолог
Краткая аннотация
Методическая разработка классного часа на тему «Психология войны» разработана и проведена педагогом-психологом МКУ города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Жемчужина».
Классный час рассчитан на старшеклассников в возрасте 14-16 лет, предполагает рассмотрение войны с позиции психологии личности.
Занятие предполагает активизацию внутренних ресурсов воспитанников, развитие эмпатии (представление себя на месте солдата, стресса во время боевых действий), формирует представление о войне в масштабе мирового сообщества и отдельно взятого человека с его психологией. Классный час проводится в форме диалога, беседы с учащимися. Возрастная категория детей позволяет им выражать свое мнение, активно участвовать в обсуждении.
Разработка мероприятия может быть использована как педагогами-психологами школ, так и классными руководителями, воспитателями. Занятие сопровождается слайдовой презентацией и видеороликом (отрывком из фильма «Великий диктатор» с участием Чарли Чаплина)
Приложения № 1, 2:
1 https://yadi.sk/i/SfLEdftVejiGrw
2 https://yadi.sk/i/DRxlPvDPkpFbvw
Цель:
Создание условий для формирования представлений у учащихся об изменениях личности в стрессовых условиях (на войне)
Задачи:
— знакомство учащихся с понятиями военная психология, стресс, агрессия;
-формирование реалистичных представлений о состоянии и поведении человека на фоне войны;
-развитие навыков рефлексии, эмпатии;
— обучение навыкам саморегуляции.
Эпиграф к занятию «Война сложна, темна и густа, как непроходимый лес. Она не похожа на ее описания, она и проще и сложнее. Ее чувствуют, но не всегда понимают ее участники. Ее понимают, но не чувствуют позднейшие исследователи»
И. Эренбург
Ход занятия
- Организационный момент
- Психолог:
-Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово война?
Какие определения вы можете дать понятию «война»?
ответы детей:
— Война — тяжелая патология общества, социальное заболевание;
— Война — скальпель, удаляющий «раковые опухоли» в международных отношениях;
— Война — один из естественных способов существования мирового сообщества;
— Война как зеркало отражает все стороны жизни наций и государств. Именно люди делают войну поединком галантных рыцарей или «разборкой» кровожадных убийц, освободительной революцией или агрессией.
Психолог: Ребята, а вы стали бы воевать за нынешнюю Россию?
ответы детей: Если нашей стране будет грозить опасность, то конечно, необходимо объединиться как наши прадеды и защищать свою Родину.
Психолог: По результатам социологических исследований, проведенных в нашей стране (по данным ВЦИОМ 2011 год). “Стали бы вы воевать за нынешнюю Россию?” — ответили «нет» 54% респондентов призывного возраста. 29% молодых мужчин не смогли ответить на этот вопрос. И лишь оставшаяся группа сказала “да” (17%).
-Что вы думаете по этому поводу? Почему так мало людей сказали: «Да»
ответы детей: в настоящее время наблюдается снижение патриотизма, любви к Родине. Данные цифры настораживают.
Психолог: Любой военный конфликт оказывает влияние на психику. Меняется психология личности на войне и после войны. Вот несколько типичных изменений:
- Солдатский фатализм. Привычка к смерти — защитный барьер для психики людей в экстремальных условиях
- В мозгу включается некий механизм, который защищает психику от постоянного стресса. И человек просто абстрагируется от происходящего, не замечая трупы.
- В бою испытываются все качества человека. Психология боя многогранна. Бой срывает маску, напускную храбрость. Фальшь не держится под огнем. Мужество или совсем покидает человека или проявляется во всей полноте.
- Переплетение опасности боя и повседневность быта.
«Чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства: зимой это стужа, когда застывает смазка даже на тщательно протертом оружии, когда кусок хлеба становится тверже льда, а сырые валенки, замерзнув, ломаются на ходу, как будто они сделаны из очень хрупкого материала. Летом, когда бойцы изнывают от жары, от недостатка воды, от жгучего песка и удушливой пыли, ослепляющих бойца и затрудняющих ему дыхание. Человек недосыпает, недоедает, живет и действует в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, не имеет нормального жилья и уюта, физически и нравственно устает, переутомляется ».
(Г. Луков, военный психолог).
- Феномен коллективного героизма и сила героического примера. (Подвиг одного человека или воинского коллектива в боевых условиях является мощным психологическим импульсом для окружающих, побуждающим их к активному действию, а вместе с тем и готовым образцом, своеобразной моделью поведения в опасной ситуации).
- Страх является одной из форм эмоциональной реакции на опасность страх за себя.
Психолог: Как вы считаете, какой страх испытывали солдаты на войне в большей степени? Почему?
ответы детей: страх за себя, страх за товарищей, страх перед смертью, страх показаться трусом, страх не выполнить приказ.
Психолог: По утверждениям специалистов, на войне больше всего меняется психология личности у пехотинцев. Почему?
ответы детей: представители других родов войск: летчики, танкисты, артиллеристы не воспринимают врага лично, а идентифицируют его с неким военным объектом: самолетом, танком. А пехотинцы видят врага лицом к лицу.
Психолог: Убийство хотя бы одного человека на войне полностью меняет внутренний мир человека. Он зачастую превращается или в циника, для которого совершить подобное еще раз — что спичку сломать, или в глубоко раскаивающуюся, спивающуюся личность.
Согласны ли вы со следующим утверждением?
«Солдаты, прошедшие через войну, — это люди, которым не повезло в жизни дважды. Во-первых, потому, что попали на фронт, а, во-вторых, потому, что вернулись обратно»
(Ребята высказывают свою точку зрения относительно высказывания, объясняют, как они понимают высказывание, делятся воспоминаниями о родственниках, знакомых, членах семьи, переживших войну.)
Психолог: Война накладывает отпечаток на желание человека решать проблемы при помощи оружия. При этом такой способ решения конфликтов переносится и на мирное время. Человеческая психика не может быстро перестроиться. Именно с этим связаны всплески криминальной активности, в любой послевоенный период.
“Посттравматический стресс” Может принимать хроническую форму, не отпуская десятилетиями и принося страдания не меньшие, чем во время военных действий. По прошествии 30 и 50 лет людям все равно снится война. Они ясно видят поле боя, так же кричат и стонут. Но это только на пользу им, поскольку во сне внутреннее напряжение выходит наружу и днем человек чувствует себя гораздо лучше.
Функции войны:
-регуляция нравственной, волевой и агрессивной энергии, самочувствия людей на Земле;
— изменение статуса социальных групп (классов, племен, религий, наций, государств, формаций, социальных систем);
— перераспределение ингрупповой и аутгрупповой сплоченности;
— изменение психического статуса населения Земли (увеличение количества лиц с психическими расстройствами, поствоенными синдромами и др.);
— изменение идеологий, социальных установок, норм и ценностей;
— разрядка психической напряженности у людей.
Просмотр видеоролика «Обращение Чарли Чаплина в роли солдата к человечеству», отрывок из фильма «Великий диктатор» 1940г. (Приложение)
-Подведение итогов занятия.
Психолог: Ребята, Что нового Вы узнали о войне? Были новые знания для Вас интересны?
(Ребята делятся своими впечатлениями от занятия, выражают свои мнения относительно войны, мира, человека в сложных стрессовых ситуациях, приходят к единогласному мнению, что «Худой мир лучше доброй ссоры»)
Прочтение стихотворения Юлии Друниной
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня,
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле…
Рефлексия
Список литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1999.- 317с.
- Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — СПб,2006,-283с.
- Кон И.С. Социальный статус юношества // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 529-532.
- Колосков А.Г., Гевуркова Е.Н. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества. ХХв. – М.:Просвещение,1996.-225с.
- Крысько В.Г. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 431с.
- Кузнецов Н.Г. Победа обошлась нам очень дорого.//Советская Россия. — 1988. — 29 июля.
- Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодежи // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 532-536
- Ольшанский Д.В. Взросление “я”. — М., 1988. — 190с.
- Рассказы о Великой Отечественной войне. — М.: Современник,1975. — 367с.
- Тимофеева О. Мы должны пройти этот километр. // Известия.-2003.-24 июля
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С.188-196.
- Хрестоматия по новейшей истории 1917-2004гг. — М.: Дрофа, 2005. — 470с.
Оставить комментарий