Сценарий классного часа, посвященного 9 мая «Психология войны»

Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Жемчужина»

Разработала и провела:

Кузнецова Наталья Валерьевна, психолог

Краткая аннотация

Методическая  разработка  классного часа  на  тему «Психология войны» разработана  и проведена педагогом-психологом МКУ города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Жемчужина».

Классный час   рассчитан на старшеклассников в возрасте 14-16 лет, предполагает рассмотрение войны с  позиции  психологии личности.          

Занятие предполагает активизацию внутренних ресурсов  воспитанников, развитие эмпатии    (представление себя на месте солдата, стресса во время боевых действий), формирует представление о войне в масштабе  мирового сообщества и отдельно взятого человека с его психологией.  Классный час проводится в форме диалога, беседы с учащимися. Возрастная категория детей позволяет им  выражать  свое   мнение, активно участвовать в обсуждении. 

  Разработка мероприятия  может быть использована  как педагогами-психологами школ, так  и классными руководителями, воспитателями.  Занятие сопровождается слайдовой презентацией и видеороликом (отрывком из фильма «Великий диктатор» с участием Чарли Чаплина)  

Приложения № 1, 2:

1   https://yadi.sk/i/SfLEdftVejiGrw 

2   https://yadi.sk/i/DRxlPvDPkpFbvw

 

Цель:

Создание условий для формирования представлений у учащихся  об изменениях    личности   в стрессовых условиях  (на войне)

Задачи:

— знакомство учащихся с понятиями  военная психология, стресс, агрессия;

-формирование реалистичных представлений  о состоянии и поведении человека на  фоне войны;

-развитие навыков  рефлексии, эмпатии;

— обучение навыкам  саморегуляции.

 Эпиграф к занятию «Война сложна, темна и густа, как непроходимый лес. Она не похожа на ее описания, она и проще и сложнее. Ее чувствуют, но не всегда понимают ее участники.  Ее понимают, но  не чувствуют позднейшие исследователи»

И. Эренбург                   

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Психолог:

-Ребята, какие ассоциации  вызывает у вас слово  война?

Какие определения  вы можете дать понятию «война»?

 

ответы детей:

— Война —  тяжелая  патология  общества, социальное  заболевание;

— Война — скальпель, удаляющий «раковые опухоли» в международных отношениях;

— Война — один из  естественных способов существования мирового сообщества;

— Война как зеркало отражает  все стороны жизни наций и государств. Именно люди делают войну поединком галантных рыцарей или «разборкой» кровожадных убийц, освободительной революцией или агрессией.

Психолог: Ребята, а вы стали бы  воевать за нынешнюю Россию?

ответы детей: Если нашей  стране будет грозить опасность, то конечно, необходимо объединиться как наши прадеды  и защищать свою Родину.

  Психолог:        По результатам социологических исследований, проведенных  в нашей стране (по данным ВЦИОМ 2011 год).  “Стали бы вы воевать за нынешнюю Россию?” — ответили  «нет»  54% респондентов призывного возраста.   29% молодых мужчин не смогли ответить на этот вопрос.  И лишь оставшаяся группа сказала “да” (17%).

-Что вы думаете по этому поводу? Почему так мало людей сказали: «Да»

ответы детей:  в настоящее время наблюдается снижение патриотизма, любви к Родине. Данные цифры настораживают.

Психолог:  Любой военный конфликт оказывает влияние на психику. Меняется психология личности  на войне и после войны. Вот несколько типичных изменений:

  • Солдатский фатализм. Привычка к смерти  — защитный барьер  для психики людей в экстремальных условиях
  • В мозгу включается некий механизм, который защищает психику от постоянного стресса. И человек просто абстрагируется от происходящего, не замечая  трупы.
  • В бою испытываются все  качества человека. Психология боя многогранна.  Бой срывает маску, напускную храбрость. Фальшь не держится под огнем. Мужество или совсем покидает человека или проявляется во всей полноте.
  • Переплетение опасности  боя и повседневность быта.

«Чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства: зимой это стужа, когда застывает смазка даже на тщательно протертом оружии, когда кусок хлеба становится тверже льда, а сырые валенки, замерзнув, ломаются на ходу, как будто они сделаны из очень хрупкого материала.   Летом, когда бойцы изнывают от жары, от недостатка воды, от жгучего песка и удушливой пыли, ослепляющих бойца и затрудняющих ему дыхание. Человек недосыпает, недоедает, живет и действует в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, не имеет нормального жилья и уюта, физически и нравственно устает, переутомляется ».

     (Г. Луков, военный психолог).

  • Феномен коллективного героизма и сила героического примера. (Подвиг одного человека или воинского коллектива в боевых условиях является мощным психологическим импульсом для окружающих, побуждающим их к активному действию, а вместе с тем и готовым образцом, своеобразной моделью поведения в опасной ситуации).
  • Страх является одной из форм эмоциональной реакции на опасность страх за себя.

Психолог: Как вы  считаете,  какой страх испытывали солдаты на войне в большей степени? Почему?

 ответы детей:   страх за себя,   страх  за товарищей, страх перед смертью,  страх показаться трусом, страх не выполнить приказ.

Психолог:  По утверждениям специалистов, на войне больше всего меняется психология личности у пехотинцев.  Почему?

ответы детей:   представители других родов войск: летчики, танкисты, артиллеристы не воспринимают врага лично, а идентифицируют его с неким военным объектом: самолетом, танком.  А пехотинцы видят врага лицом к лицу.

Психолог: Убийство хотя бы одного человека на войне полностью меняет внутренний мир человека. Он зачастую превращается или в циника, для которого совершить подобное еще раз — что спичку сломать, или в глубоко раскаивающуюся, спивающуюся личность.

Согласны ли вы со следующим утверждением?

«Солдаты, прошедшие через войну, — это люди, которым не повезло в жизни дважды. Во-первых, потому, что попали на фронт, а, во-вторых, потому, что вернулись обратно»

(Ребята высказывают свою точку зрения относительно  высказывания, объясняют, как они понимают высказывание,  делятся воспоминаниями  о  родственниках, знакомых,  членах семьи, переживших войну.)

Психолог:  Война накладывает отпечаток на желание человека решать проблемы при помощи оружия. При этом такой способ решения конфликтов переносится и на мирное время. Человеческая психика не может быстро перестроиться. Именно с этим связаны всплески криминальной активности, в любой послевоенный период.

“Посттравматический стресс” Может  принимать хроническую форму, не отпуская десятилетиями и принося страдания не меньшие, чем во время военных действий. По прошествии 30 и 50 лет людям все равно снится война. Они ясно видят поле боя, так же кричат и стонут. Но это только на пользу им, поскольку во сне внутреннее напряжение выходит наружу и днем человек чувствует себя гораздо лучше.

 

Функции войны:

-регуляция нравственной, волевой и агрессивной энергии, самочувствия  людей на Земле;

— изменение статуса социальных групп  (классов, племен, религий, наций, государств, формаций, социальных систем);

—   перераспределение ингрупповой и аутгрупповой сплоченности;

—  изменение психического статуса населения Земли (увеличение количества лиц с психическими расстройствами, поствоенными синдромами и др.);

—   изменение идеологий, социальных   установок, норм и ценностей;

—   разрядка психической  напряженности у людей.

Просмотр видеоролика «Обращение Чарли Чаплина в роли солдата  к человечеству», отрывок из фильма «Великий диктатор» 1940г. (Приложение)

-Подведение итогов занятия.

Психолог:  Ребята,  Что нового Вы узнали о войне? Были  новые знания для Вас интересны? 

 (Ребята делятся своими впечатлениями от занятия, выражают свои мнения относительно войны,  мира, человека в сложных стрессовых ситуациях, приходят к единогласному мнению, что «Худой мир лучше доброй ссоры»)

Прочтение стихотворения Юлии Друниной

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня,

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль  тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле…

Рефлексия

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1999.- 317с.
  2. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — СПб,2006,-283с.
  3. Кон И.С. Социальный статус юношества // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 529-532.
  4. Колосков А.Г., Гевуркова Е.Н. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества. ХХв. – М.:Просвещение,1996.-225с.
  5. Крысько В.Г. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 431с.
  6. Кузнецов Н.Г. Победа обошлась нам очень дорого.//Советская Россия. — 1988. — 29 июля.
  7. Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодежи // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С. 532-536
  8. Ольшанский Д.В. Взросление “я”. — М., 1988. — 190с.
  9. Рассказы о Великой Отечественной войне. — М.: Современник,1975. — 367с.
  10. Тимофеева О. Мы должны пройти этот километр. // Известия.-2003.-24 июля
  11. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления // Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С.188-196.
  12. Хрестоматия по новейшей истории 1917-2004гг. — М.: Дрофа, 2005. — 470с.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*