Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Юсьвинский детский сад «Золотой петушок»

Воспитатель Кривощекова Валентина Ивановна

Добрый день, уважаемые педагоги!

Позвольте мне начать свое выступление со стихотворения Якова Козловского «Ни бельмеса»

Раз в театре детском пьесу

Довелось смотреть балбесу.

Он сидел, ушами хлопал,

Он смотрел, конфеты лопал,

А в антрактах, говорят,

Пил шипучий лимонад.

Кто-то ради интереса

Через день спросил балбеса:

— Ты в театре был, не так ли?

Что понравилось в спектакле?

И сказал балбес в ответ:

— Мне понравился буфет!

Хороша была ли пьеса

Зря расспрашивать балбеса,

Что узнаешь от него:

Он не понял ни бельмеса,

Это значит — ничего!  

Конечно, Вам уже понятно, что я буду  вести  речь о формировании общей культуры ребенка через театрализованную деятельность. Мы все уже ориентированы на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требует от нас  формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире

И наша с Вами роль, как педагогов в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном и театральном искусстве,  литературе).

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

 Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Цель нашей работы, — сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.  Каждый ребёнок талантлив изначально, и театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в игровом творчестве.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
  3.   Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  4.      Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
  6. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

Свою работу мы строим на принципе координации деятельности педагогов, то есть деятельность воспитателя согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

        Успехи развития общей культуры дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.  

В нашем детском саду разработан план взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей. И мы, воспитатели включаем в своё календарно-тематическое планирование задачи и цели НОД музыкального руководителя.

Большое внимание уделяем взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя и делаем акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации.

Музыкально-театрализованная деятельность используется:

  • в ходе режимных моментов:
  • на утренней гимнастике;
  • во время умывания;
  • во время прогулки (в теплую погоду);
  • перед дневным сном;
  • при пробуждении и т. д.;
  • в совместной деятельности педагога с детьми;
  • в непосредственной образовательной деятельности;
  • во время праздников и развлечений;
  • музыка в повседневной жизни;
  • в самостоятельной деятельности детей.

Так же музыка используется в совместной деятельности с семьёй:

  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ
  • Театрализованная деятельность.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией знакомых детям сказок и произведений.  Так же имеет большое значение тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя,  при подборе пособий и атрибутов, дидактических музыкальных  игр, аудиовизуальных пособий. Развитие общей культуры через театрализованную детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель­ности. Необходимы оригинальность, простота, доступность, а также их доста­точное количество. Становление общей культуры ребенка в условиях детского сада возможно при создания специ­альной предметно-развивающей среды.

При организации  музыкальных зон и уголков театрализованной деятельности в дошкольном учреждении мы с музыкальным руководителем продумываем:

  1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
  2. Разнообразие оборудования.
  3. Учет возрастных особенностей детей.
  4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
  5. Возможность переноса оборудования в другие места.

  Музыкальные зоны  мы объединяем с театральными зонами, где расположены пособия и атрибуты к театрализации и драматизации различных сюжетов и произведений, а также  находятся различные виды театров. 

В конце своего выступления хочу вам показать наши достижения. Да я соглашусь с тем что это ведется во многих садиках, но в более старших группах, ошибка многих воспитателей в том, что не привлекают детей с ясельной группы, но какие из них могут быть замечательные артисты.

Я думаю, Вы со мной согласитесь,  что грамотно организованная совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя  может стать эффективным и мощным средством становления общей культуры ребенка.

СХЕМА   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Музыкальный руководитель воспитатель
Составляет план НОД в соответствии с возрастом детей и внедряемой методики Вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.
Вписывает в тетрадь взаимодействия необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально-дидактических игр в группе Осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя
Ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы Ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях
Обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы Участвует в обсуждении
Обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к детям в НОД -подготавливает детей к НОД

— следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия

— обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и лестницам

Следит за соблюдением порядка в музыкальном зале -Помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в НОД
Подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия ,обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам -обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях
Оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий Обращается к музыкальному руководителю, знакомит  с материалами

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*