Экологический краткосрочный проект в средней группе по теме: «Зимующие птицы – наши друзья»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №111 города Пензы

«Олененок»

Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

Введение

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только весёлые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проблема

Недостаточные представления детей о зимующих птицах и их нуждах в зимний период.

Актуальность

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача — познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы, вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (2 месяца: январь, февраль)

Тип проекта: информационно-творческий.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

Задачи:

  • Расширить знания детей о зимующих птицах.
  • Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  • Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
  • Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.

 Объект: птицы.

Предполагаемый результат:

-расширение кругозора детей о зимующих птицах;

-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);

-развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

-воспитание у детей сострадания и любви;

-активное участие детей и родителей в помощи птицам;

-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей.

Участники проекта:

-дети средней группы;

-воспитатели;

-родители.

Выполнение проекта:

Девиз: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

Этапы работы 

1-й этап – подготовительный

  • Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
  • Составление плана работы по реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

2-й этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  • Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.
  • Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
  • Наблюдения за птицами у кормушек.
  • Отгадывание загадок про зимующих птиц.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

3-й этап – обобщающий

  • Ознакомление родителей с результатами проведённой недели: «Зимующие птицы».
  • Участие в акции «Птичья столовая»

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Познавательные беседы:

— Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой».

— Беседа: «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»

— Беседа «Зимующие птицы»

НОД:

  1. Конспект НОД по рисованию «Зимующие птицы»
  2. Конспект НОД (коллективная работа) по рисованию «Ветка рябины для снегиря»

Рассматривание:

иллюстраций с изображением зимующих птиц; фотографий.

Слушание и заучивание:

Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадывание загадок о зимующих птицах; творческое рассказывание: «Как я спас птичку».

1.Стихотворения.

— А.Барто «Снегирь»

— А.Барто «Покормите птиц зимой»

— Н. Рубцов «Воробей»

— Н. Рубцов «Ворона»

— А.Барто «Синица»

  1. Загадки о птицах.
  2. Пословицы о птицах.
  3. Поговорки о птицах.
  4. Приметы о птицах.

Чтение художественной литературы по теме проекта

— М. Горький « Воробьишко»

М.С. Пляцковский «Отчего галка черная»

— Ирис Ревю «Возвращение на родину»

Использование игр:

1.Дидактические игры:

— «В зимней столовой»

— Игровое упражнение «Какая это птица»

— Игровое упражнение «Птички»

— «Кто зимовал, кто прилетит?»

— «Не сорока, не ворона»

— Словесная игра: «Прилетели птицы»

— «На птичьем дворе»

— «Кто как выглядит»

— «Чем питаются птицы»

— «Птенчики»

— «Чей голос?»

— «Летает, не летает»

2.Подвижные игры:

«Третий лишний»

— «Что за птица?»

— «Птицы»

— «Не зевай»

— «Исправь ошибку»

— « Птички и кошка»

— «Совушка»

— «Воробушки и автомобиль»

— «Птичка и птенчики»

— «Воробушки и кот»

— « Кот и воробьишки»

— «Птички в гнездышках»

— « Воробей»

3.Театрализованные игры:

«Птичьи посиделки»

«Столовая для птичек»

Работа с родителями

  • Папка-передвижка: «Покормите птиц зимой!»
  • Участие в акции: «Фестиваль кормушек»
  • Участие в изготовлении наглядно-дидактического альбома «Зимующие птицы»
  • Участие в изготовлении муляжей « Зимующих птиц» из пряжи.

Результаты реализации проекта

Работа в рамках проекта получалась интересной. У детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать птицам, пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта.

Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.

Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.

Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.

Список литературы

  1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологи». 2001г.
  3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
  4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
  5. Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
  6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
    7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*