Проект «Веселый огород на окне» во второй младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад №111 города Пензы 

“Олененок”

Автор: воспитатель Кулькова Ольга Павловна

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.
 Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.


Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
    • Презентация проекта «Огород на окне».
    Продолжительность проекта: долгосрочный февраль-май 2022 г.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
 Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
 Задачи проекта:
 • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
 • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
 • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
 • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
 • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
 Подготовительный этап
 Деятельность педагога:
 • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
 • Составление плана работы над проектом.
 • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
 • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
 • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
 • Изготовление дидактических игр и пособий.
 Деятельность детей:
 • Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
 Взаимодействие с семьей.
 • Сбор необходимого материала для создания огорода.
 • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
 Практическая работа
 Деятельность педагога:
 • Беседа с детьми познавательного характера.
 • Организация предметно – развивающей среды по теме.
 • Подготовка информации для родительских уголков.
 Деятельность детей:
 • Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
 • Уход за растениями — полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
 • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
 • Игровая, двигательная деятельность.
 • Участие в практической деятельности.
 • Лепка овощей из пластилина.
 • Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
 Совместная деятельность взрослых и детей:
 • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
 • Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
 • Просмотр фильмов о растениях.
 • Сбор коллекций семян.
 • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
 • Труд в огороде.


 Подведение итогов
 Деятельность педагога:
 • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
 • Презентация проекта.
 • Представление опыта.
 Деятельность детей:
 • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
 • Участие в презентации проекта «Огород на окне»
 Мероприятия по реализации проекта
 1. Беседы:
 • «Что такое огород и что на нём растёт»,
 • «Что такое «Огород на окне»,
 • «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
 • «Семена».
 2. Опытно-экспериментальная деятельность:
 • «Строение растений»,
 • «Рост и развитие растений»,
 • «Вода и росток»,
 • «Солнце и росток»,
 • «Проращивание семян».
 3. Практическая деятельность:
 • Отбор и посев семян.
 • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
 4. Экологические занятия по темам:
 • «Семена»
 • «Первые всходы»
 • «Мир овощей».
 5. Игровая деятельность:
 • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
 • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
 • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
 • Рассматривание различных семян.
 • Сюжетно — ролевая игра «Овощной магазин».
 6. Художественно — творческая деятельность детей.
 • Раскрашивание картинок.
 • Рисование «Лук от всех недуг».
 • Аппликация «Помидоры в банке».
 • Лепка «Овощи большие и маленькие».
 7. Речевое развитие.
 • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
 • Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
 • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
 8. Консультация для родителей
 «Помощь ребенка на огороде».
 Ресурсное обеспечение.
 1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
 2. Экологический уголок.
 3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
 4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.
 Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
 Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
 Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
 Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
 Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

  1. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта
 1) Подготовительный (февраль)
 1.Определение цели и задач проекта.
 2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
 3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
 4.Разработка комплексно — тематического плана работы
 5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март, апрель)
 1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.
 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
 • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
 • оформление огорода на окне;

  • Наблюдение за растениями.
    3.Отражение результата
    через художественно-творческую деятельность.
    3) Заключительный (апрель)
     1.Анализ полученных результатов.
     2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3.Презентация проекта «Огород на окне».

  1. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*