Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «В поисках Василисы Прекрасной»

МБДОУ детский сад №111 г.Пензы

Воспитатель Буслаева Инна Ивановна

Цель: Закрепить и обобщить знания, навыки и умения, полученные в течение года.

Задачи:

 Образовательные: 

  • Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.
  • Продолжать формировать грамматический строй речи.
  • Закрепить умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. 
  • Проверить умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
  • Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 5.
  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Закрепить умение использовать в речи слова, обозначающие обобщения;

Развивающие: 

  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать умение выполнять различные игровые задания.
  • Развивать умение использовать вариативные формы приветствия.
  • Развивать умение чисто произносить звуки.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха.
  • Создать условия для развития познавательного интереса во время занятия.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре;
  • Воспитывать любовь к чтению.
  • Воспитывать уважение к природе, животному миру

Основная образовательная деятельность: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы и приемы:

  • Словесные (беседа, вопрос-ответ, составление рассказа)
  • Наглядно-демонстрационные (слайды, магнитные карточки с изображением героев сказки «Колобок», раздаточный материал)
  • Практические (игра с мячом «Скажи наоборот», игра «Расставь сказочных героев», физминутка «Мамы и детеныши», дидактическая игра на бланках «Четвертый лишний»)

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, конверт с письмом, колокольчик, мнемотаблица, указка, мяч, мольберт, магнитные картинки, карточки с заданием, цветные карандаши, раскраски.

Содержание организованной образовательной деятельности детей

  1. Организационный момент.

Воспитатель: 

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Здравствуй утро, здравствуй день 

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Дети, смотрите, что это такое? Это конверт, а на нем адрес: «Детский сад «Сказка», детям средней группы №8». Это же для нас письмо! Давайте его прочитаем:

«Ребята, здравствуйте! Пишет вам Василиса Прекрасная из Волшебного леса. Злая Баба-Яга обманула меня, заколдовала и заперла в своей избушке, в волшебном лесу.  Только такие умные, добрые и дружные дети, как вы сможете мне помочь. Ваша Василиса Прекрасная».

Воспитатель: Дети, попробуем помочь Василисе?

Дети: Да!
Воспитатель: Только как же нам попасть в волшебный лес?

(Ответы детей)

Воспитатель:На обратной стороне письма еще что-то написано. Это волшебные слова , заклинание, давайте его произнесем:

Закройте все свои глаза,

Чтоб увидеть чудеса.

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

Все вы в сказке очутитесь. (звон колокольчика)

(На экране слайд с изображением леса)

Воспитатель: Ребята, куда мы попали?

Дети: В лес.

Воспитатель: Верно. Скажите, дети, какие животные живут в лесу?

Дети: В лесу живут: заяц, белка, лиса, медведь, волк, лось…

Воспитатель: Молодцы!  Как можно одним словом назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Совершенно верно!  Почему их называют дикими животными?

Дети: Потому что, эти животные живут в лесу. Они сами добывают себе еду, сами строят жилища.

Воспитатель: Молодцы! Дети, нас встречает сорока.

(на экране слайд с изображением сороки)

Воспитатель: Сорока знает все, что происходит в лесу.  Она подскажет, кто проведет нас по волшебному лесу, только сначала поиграем с ней и разомните свои язычки, отгадка прячется в чистоговорке.

Са-са-са — в норе рыжая лиса.

Су-су-су -живёт лиса в лесу.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.

Все-все-все – знают сказки о лисе.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто будет нашей помощницей? 

Дети: Лиса!

(на экране слайд с изображением лисы)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуйте, привет, добрый день, приятно познакомиться, рада встрече, рада увидеть…

Воспитатель: Молодцы, как много приветствий вы знаете! Теперь присядем на стулья и рассмотрим внимательно лису. Попробуем описать её с помощью таблицы-подсказки. (описание по мнемотаблице).

Дети: Это лиса. Она живет в лесу. Лиса дикое животное. Она рыжая, пушистая. У неё красивый длинный хвост и маленькие треугольные уши, хитрые глаза, острая мордочка. Она ловит рыбу, охотится на зайцев, мышей, птиц.

Воспитатель: Все верно, молодцы!  В каких сказках мы встречаем лису?

Дети: «Лисичка сестричка и серый волк», «Серая шейка», «Теремок», «Колобок» …

Воспитатель: Какая лиса по характеру в сказках?

Дети: Хитрая, обманщица.

Воспитатель: Ну-ка, покажите мне мордочку хитрой лисы.

(Дети показывают)

Воспитатель: Лиса плутовка и обманщица, поэтому никто с ней не играет. Но она нам поможет найти Василису, если мы с ней поиграем и выполним все ее хитрые задания.

Воспитатель: Первое задание «Скажи наоборот» (с мячом)

Белый-черный;

Высокий- низкий;

Длинный-короткий;

Широкий-узкий;

Сладкий-горький

Большой – маленький

Мягкий – твердый

Жаркий – холодный

Тяжелый – легкий

Светлый – темный

Грязный – чистый

Добрый – злой

Глубокий – мелкий

Быстрый – медленный

Низкий – высокий

Умный – глупый

Новый – старый

Веселый – грустный

Шумный – тихий.

Воспитатель: Замечательно справились с заданием!

Второе задание . Лисичка предлагает вспомнить сказку и расставить героев по порядку. «Расставь героев сказки по порядку»
Воспитатель: Дети, на мольберте какие-то картинки, вам они ничего не напоминают?
Дети: Сказку «Колобок» .
Воспитатель: Герои сказки перепутались местами и вам нужно вспомнить сказку и расставить их в нужной последовательности, как они встречались Колобку.
Дети расставляют картинки в нужной последовательности

Воспитатель: Лера, кого первым встретил Колобок?

Ребенок: Зайца.

Воспитатель: Коля, каким по счету был волк?

Ребенок: Вторым.

Воспитатель: Вика, кого третьим встретил Колобок?

Ребенок: Медведя.

Воспитатель: Миша, каким по счету была Лиса?

Ребенок: Четвертой.

Воспитатель: Сколько всего зверей встретил Колобок?

Ребенок: Четыре.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы вспомнили сказку и правильно расставили героев.
Воспитатель: Дети, Лисичка предлагает нам размяться и вспомнить мам и детенышей животных.

Физминутка «Мамы и детёныши»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой — лосихой топал лосенок,

За мамой- лисицей крался лисенок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шел медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Воспитатель: Отдохнули, и готовы к новым испытаниям.
(На экране слайд с Бабой Ягой)
Воспитатель: Дети, кто это?

 Дети: Баба Яга.

Воспитатель:  В сказках она бывает злой и коварной, но все равно помогает добрым героям. Она расколдует Василису, если мы выполним ее очень сложное задание.

Игра «Четвертый лишний» на бланках. Дети выполняют парами и сверяют с изображением на экране.

(на экране слайды с изображением предметов)

Воспитатель:  …, как ты думаешь, что здесь лишнее?

Ребенок: Огурец — овощ. Яблоко, груша, слива – это фрукты.

Воспитатель:  …, как ты думаешь, кто здесь лишний?

Ребенок: Кошка – домашнее животное. Белка, лиса, заяц – дикие животные.

Воспитатель:  …, как ты думаешь, что здесь лишнее? 

Ребенок:  Сапоги – обувь. Куртка, футболка, джинсы – одежда.

Воспитатель:  …, как ты думаешь, что здесь лишнее?

Ребенок:  Ножницы – инструмент. Юла, кукла, мяч – игрушки.

Воспитатель:  …, как ты думаешь, что здесь лишнее?

Ребенок:  Клен – дерево. Колокольчик, ромашка, мак – цветы. 

Воспитатель:  …, как ты думаешь, что здесь лишнее?

Ребенок:  Ласточка – птица. Божья коровка, кузнечик, оса – насекомые.

Воспитатель: Ребята, вы справились с очень сложным заданием, и Баба Яга отпускает Василису Прекрасную. Василиса в благодарность вам дарит странички-раскраски. Когда вы их раскрасите, они заиграют волшебными разноцветными цветами. Нам пора возвращаться в детский сад, произнесем заклинание:

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

Снова в группе очутитесь. (звон колокольчика)

Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии?

Какие задания для вас показались трудными?

 Какие задания вам понравилось выполнять?

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*