Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Детское расследование»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»

 Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

Цель: развитие познавательного интереса через знакомство с глиной и ее свойствами.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о свойствах глины, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия в процессе которых выделяются свойства материала – глина;
  • знакомить детей со свойствами глины, с использованием глина в народном хозяйстве;
  • способствовать овладению способами обследования предметов;
  • учить выполнять лепку по форме.

Развивающие:

  • развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать умение аккуратно пользоваться глиной.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, трудолюбие.

Демонстративный материал: «экран телевизора», глина разного цвета, иллюстрации, кирпичи, посуда глиняная керамическая, фарфоровая дымковские игрушки, муляж «печка», овощи, набор красных и зеленых фишек, глина сухая и твердая, дощечки для лепки, тазики для мытья рук, передники.

Предварительная работа: экскурсии по городу, рассматривание домов, построенных из кирпича точка, заучивание стихов.

Содержание образовательной деятельности.

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.

На экране телевизор ведущая воспитатель

Ведущая: — Уважаемые зрители! Прослушайте электронное сообщение. Наш корреспондент только что сообщил, что с нашей планеты Земля исчезла вся глина. Космические пираты собрали всю имеющуюся на планете глину огромный контейнер и отправили её в другую Галактику. Правительство нашей планеты предлагает создать комиссию из любителей природы, чтобы расследовать эту ситуацию и решить вопрос о том, нужна ли глина на нашей планете и стоит ли ее возвращать. Благодарю за внимание. Ждите новые сообщения.

Воспитатель:- Дети вы слышали сообщение телеведущего? Нам надо срочно создать комиссию. Кто из вас не боится трудностей и хочет стать членом этой комиссии? (ответы детей)

Воспитатель: — Хорошо вся группа в полном составе отправляется в научную экспедицию. Мы будем исследовать свойства глины, и отмечать на доске положительные свойства красной фишкой, а отрицательные свойства зеленой фишкой. Ну, вот мы и готовы. В путь!

  1. Основная часть.

Дети подходят к столу, на котором лежат кирпичики и макет печи

Воспитатель: — Что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: — Правильно кирпичики. Их делают из глины. Люди добывают из земли глину, разминает её, делают кирпичи и обжигают их в огромных печах. Вспомните пословицу о глине и объясните её смысл: «Чем больше её мнёшь, тем лучше она греет». (Дети объясняют смысл пословицы)

Ребёнок: Из кирпичей сложили печь:

Есть где грибочки посушить,

Куда носочки положить.

А пироги из печи

И вкусный, и горячи!

Воспитатель: — В каждой русской избе было печь, сложенная из кирпичей. Как вы думаете, для чего нужна была печь?

Дети: —  Она обогревался избу, в ней пекли хлеб, варили пищу и корм скоту, на ней спали.

Воспитатель: — Молодцы. Правильно гласит русская пословица: «Без печи хата — не хата» Ну и как мы оценим это свойство глины? (ответы детей)

Приклеиваем красную фишку на доску.

Воспитатель: — Идём дальше! Взгляните на эти здания (рассматривают иллюстрации). Что изображено на этой картине?

Дети: — Красная площадь, здание Исторического музея, Кремлёвские башни. Воспитатель: — Как вы думаете, из чего построены эти здания?

  Дети: — Из кирпича.

Дети отмечают красной фишкой и это свойство глины.

Воспитатель (загадывает детям загадку): Жила в земле,

                                                                    Потом-в Кремле.

                                                                    Дождь польет-

                                                                    Никто не пройдёт.

Дети: — Это глина.

Воспитатель: — А почему в загадке говорится, что никто не пройдет? (Ответы детей)

Воспитатель: — Глина делает дороги не проходимые. Это отрицательное свойства.

Приклеиваем зеленую фишку на доску.

Воспитатель: — Дети, А что здесь овощи делают? Они на грядках растут. Люди вспахивают глинистую землю, вносят туда удобрение и выращивают на грядках картошку, и лук, и томаты. Недаром в народе говорится «В добрых руках и на глине урожай».

Воспитатель: — Но не все овощи растут на тяжёлых глинистых почвах!

Дети отмечают это свойство зеленой фишкой.

Воспитатель: — Давайте заглянем в мастерскую к гончару. (Рассматривают иллюстрацию о работе гончара и готовые работы). Посмотрите, какая красивая посуда у нас на столе! Это гжельская посуда. Родина её — Раменский район Подмосковье. Изготавливают эту посуду из знаменитой гжельской глины. Для чего нужны людям гончарные изделия?

Дети: — В них люди хранят молоко, мёд, готовит пищу.

Дети отмечают это свойство красной фишкой.

Воспитатель: — Посмотрите на иллюстрацию на внешний вид гончара, что – то с ним не так.

Дети: — Вся одежда перепачканная. Это отрицательное свойство глины.

Дети отмечают это свойство зеленой фишкой.

Воспитатель: — А сейчас нам предстоит отправиться в далёкие тропики (Рассматривают иллюстрацию). Когда в тропиках наступает засуха, пересыхают все реки и водоёмы, рыбы закапываются в глину и засыпают. Глина защищает их от высыхания и гибели. А когда начинаются тропические дожди, рыбки просыпаются и оживают.

Дети отмечают это свойство красной фишкой.

Воспитатель: — Посмотрите, а вот на этой иллюстрации все люди перепачканы грязью какой-то. Как вы думаете, для чего они это делают? (Ответы детей)

Воспитатель: — Есть на нашей зелёной планете места с лечебной глиной. Туда ездят люди лечить больные суставы.

Дети отмечают это свойство красной фишкой.

Воспитатель: — А сейчас я объявляю перерыв в работе нашей комиссии и предлагаю по водить хоровод:

Как на наши именины

Испекли пирог из глины –

Вот такой ширины!

Вот такой ужины!

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Дети поворачиваются лицом друг другу, становятся парами, выполняют несложные танцевальные движения под музыку.

Воспитатель: — Нам пора продолжать работу экспедиции. Посмотрите на эту красоту!

Дети подходят к стенду с дымковскими игрушками.

Ребёнок: Есть в России речка, речка небольшая,

               Берега крутые – глина золотая.

              Мастерица глину в ладонях раскатают.

              Вылет игрушку, детишек забавляют.

              В белый цвет покрасят, узоры нарисуют,

              Точки да кружочки – просто и красиво.

              Вятская игрушка – Дымковское чудо

              Нежно взор ласкает, гордятся ею люди! (А. Чусовская)

Воспитатель: — Эту удивительную игрушку вятские мастерицы делают из глины. Добывает её на берегу реки Вятки. Лепит козликов, баранчиков, всадников на конях, барышню-водоноску. Обжигают в печи, расписывают яркими красками. Предлагаю вспомнить об этом свойстве глины: «Грязная глинушка, да весело игрушка».

Дети отмечают это свойство красной фишкой.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю комиссия обследовать руками кусочки глины и вылепить из глины игрушку. Пить будем по форме. Мы с вами защитники природы и поэтому не будем выбрасывать в мусор стеклянные пузырьки из-под перекиси водорода и зелёнки, отдадим им вторую жизнь.

Дети садятся за столы и начинают лепить игрушку из глины. Они рассматривают пузырёк: во что его можно превратить в барышню, в, самовар, петрушку… Затем обмазывают глиной пузырёк, катают шарик для головы, руки или хвоста (для игрушки — петушки). Всё соединяют.

Физкультминутка

По свету глину мы искали,

и глаза нашёл стали.

 

Солнце в небо увидали,

Ему руками помахали.

 

Покруче спинку мы прогреваем и лепить опять начнём

(Дети встают возле стула закрывают и открывают глаза.) 

(Выполняют движения руками над головой.) 

(Выгибает спину садятся за столы.)

Дети продолжают лепить игрушку, ставит её на столы. Рассматривают. Любуется своими работами.

Воспитатель: — А сейчас скажите мне: какова глина на ощупь?

Дети: — Мягкая, липкая, пластичная, послушная…

 3.Рефлексия.

Воспитатель: — Вот и познакомились мы с вами со свойствами глины. Пора посчитать все положительные и отрицательные её свойства.

Дети считай красные и зеленые фишки на доске. Красных фишек больше.

Комиссия подводит итог и выносит своё решение.

Ведущая — воспитатель на экране телевизора: Внимание, внимание! Посмотрите специальный выпуск. Закончил свою работу комиссии по исследованию глины комиссия вынесла такое решение: в глине положительных свойств больше, чем отрицательных, поэтому глину надо срочно вернуть на нашу планету Земля и продолжать использовать ее в народном хозяйстве. На этом специальный выпуск окончен. Благодарю за внимание!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*