Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представления о русском народном костюме
- закреплять знания детей о видах русской национальной одежды.
- способствовать развитию речи, умению рассуждать.
- активизировать словарь.
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Развивающие:
- расширять кругозор, развивать любознательность, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому русского народа.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рассматривание картинок на тему «русский народный костюм», просмотр презентаций на тему «Русский народный костюм», выполнение русского народного костюма в технике рисование.
Оборудование: иллюстрации с изображением русского народного костюма мужского и женского, презентация «Женский русско-народный головной убор»
Содержание образовательной деятельности.
- Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.
Звучит русская народная мелодия
В зале их встречает Хозяйка (воспитатель).
Хозяйка: — Здравствуйте гости дорогие, желанные. Очень рада, что вы зашли в мою избу. Проходите в горницу, устраивайтесь поудобнее. Я люблю гостей встречать по старинному обычаю, хлебом – солью угощать. Так уж повелось в нашей стране.
Хозяйка угощает детей караваем с солью.
Хозяйка: — Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Хозяйка: — Правильно, а как раньше называлась, знаете?
Предполагаемые ответы детей (Русь)
Хозяйка: — Поэтому и народ назывался русичи, а теперь – русские. Россия очень гостеприимная страна, и поэтому живут в ней разные народы. Каждый народ имеет свои отличительные традиции. И у русского народа есть традиции, обычаи и русский национальный костюм. Относились к одежде бережно, а некоторые детали одежды, передавались от отца — к сыну, от матери — к дочери.
- Основная часть.
Хозяйка: — Вот вы, ребята, сегодня очень красивые, нарядные и аккуратные. Ваша одежда современная, удобная для нашего времени. А где вы храните одежду?
Дети: — В шкафах, комодах.
Хозяйка: — Раньше одежда тоже была красивой, только выглядела она и назвалась по-другому. А хранили ее в сундуках. Вот и у меня есть сундук. В моем сундуке лежат загадки, коль отгадаете, появится отгадка. Только слушайте внимательно.
Хозяйка: Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Достает из сундука рубаху.
— Правильно. Рубаха была основой русского народного костюма. Посмотрите на ворот мужской рубахи, что в нем необычного.
Дети: — Застежка сбоку.
Хозяйка: — А как называлась такая рубаха?
Дети: — Косоворотка.
Хозяйка: Каждый день поутру надеваю я трубу.
Как не догадаться вам! Что же …(сарафан)
Я скажу вам без обмана
Краше нету (Сарафана)
Достает из сундука сарафан.
Хозяйка: — Да, сарафан носят и сейчас, только выглядит он иначе. Но название это одежды осталось прежним.
Хозяйка: — По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл (Порты)
Достает из сундука порты.
Хозяйка: — Кто носил порты (мужчины, мальчики)
Хозяйка: — Молодцы, сложную загадку отгадали, именно оттуда пошло название профессии людей, которые шьют одежду. Вы догадались?
Дети: — Портной.
Хозяйка: Тепла не даёт,
А без него холодно. (Пояс)
Достает из сундука пояс.
Хозяйка: — Пояс был обязательной частью костюма, оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Мужчина дарил свой пояс сыну, чтоб он его оберегал.
Хозяйка: А что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать (фуражку)
Хозяйка: — Ребята, давайте посмотрим на мужской и женский костюм, что общего было в мужской и женской одежде?
Дети: — И в мужском и женском костюме присутствует рубашка.
Хозяйка: — А чем отличалась женская рубашка от мужской?
Дети: — У мужчин короткая, а у женщин длинная.
Хозяйка: — Верно. Посмотрите, все части костюма украшены вышивкой. Как вы думаете, зачем?
Дети: — Служила оберегом.
Хозяйка: Что же еще лежит в сундуке?
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
Раньше в них ходили люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Веревками их привязали (Лапти)
Хозяйка: — Правильно, на Руси носили лапти, и повязывали их специальными веревками, оборами. А из чего плели лапти, знаете?
Дети: — Из коры липы и березы.
Хозяйка: — Молодцы. Я рада, что вы так много знаете о русском народном костюме. А вот теперь главная загадка, и об этом предмете я вам расскажу много интересного.
Хозяйка: — Драгоценный убор головной
Украшен жемчугом и нитью золотой
Так испокон повелось на Руси
Носили женщины, он небывалой красы (Кокошник)
Хозяйка: — Но на Руси женщины носили не только кокошник, и сегодня я вам расскажу о женских головных уборах и о там как их носили. Но сначала отдохнем, ноги, руки разомнем. А для разминки есть игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. «Ворон» — в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоят гора.
(дети дробным шагом идут к центру)
А на той горе – дубок,
(так же отходят назад)
А на дубе воронок.
(ворон кружится, разведя руки в стороны)
Ворон в красных сапогах
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу
(все танцуют, выставляя ногу на пятку)
Он играет во трубу.
(имитируют игру на дудке)
Труба точенная,
Позолоченная,
Труба ладная
песня складная
(хлопают в ладоши, пляшут)
С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми, он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется
Хозяйка: — Давайте присядем и посмотрим, какой же головной убор носили женщины на Руси.
Ведь головные уборы были важной и обязательной частью повседневной и праздничной женской одежды.
Слайды видеопрезентации
- Заставка
- Вот такие головные уборы носили женщины на Руси раньше
- Но головной убор девушки отличался от убора замужней женщины.
- Кокошник с открытым затылком, чтоб была видна коса, ленту-повязку и венец — носили молодые незамужние девушки. А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош. Как вы думаете, что это слово обозначало? (петух, курица). Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Это был очень дорогой головной убор, его берегли и передавали из поколения в поколение от матери к дочери.
- А вот закрытый кокошник, кичку, и сороку — носили женщины.
- И если девушка носила одну косу, то когда она выходила замуж, ее расплетали, заплетали две косы, и волосы убирали под закрытый головной убор.
- Потому что в те далекие времена женщине не разрешалось ходить с непокрытой головой. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. Кокошник – является символом русского народного костюма.
- Рефлексия.
Хозяйка: — Знакомство с русским национальным костюмом мы сегодня с вами завершаем. Повторим, что нового вы узнали о русском народном национальном костюме? Для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Ответы детей)
Хозяйка: — Приходите еще на мои встречи, про старинное житье — бытьё поговорить, побеседовать. Вот мы руки развели, словно удивились, и друг другу до земли низко поклонились.
Оставить комментарий