Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Как одевались на Руси»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»

Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представления о русском народном костюме
  • закреплять знания детей о видах русской национальной одежды.
  • способствовать развитию речи, умению рассуждать.
  • активизировать словарь.
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Развивающие:

  • расширять кругозор, развивать любознательность, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к прошлому русского народа.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рассматривание картинок на тему «русский народный костюм», просмотр презентаций на тему «Русский народный костюм», выполнение русского народного костюма в технике рисование.

Оборудование: иллюстрации с изображением русского народного костюма мужского и женского, презентация «Женский русско-народный головной убор»

Содержание образовательной деятельности.

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.

 

Звучит русская народная мелодия

В зале их встречает Хозяйка (воспитатель).

Хозяйка: — Здравствуйте гости дорогие, желанные. Очень рада, что вы зашли в мою избу. Проходите в горницу, устраивайтесь поудобнее. Я люблю гостей встречать по старинному обычаю, хлебом – солью угощать. Так уж повелось в нашей стране.

Хозяйка угощает детей караваем с солью.

Хозяйка: — Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Хозяйка: —  Правильно, а как раньше называлась, знаете?

Предполагаемые ответы детей (Русь)

Хозяйка: — Поэтому и народ назывался русичи, а теперь – русские. Россия очень гостеприимная страна, и поэтому живут в ней разные народы. Каждый народ имеет свои отличительные традиции. И у русского народа есть традиции, обычаи и русский национальный костюм. Относились к одежде бережно, а некоторые детали одежды, передавались от отца — к сыну, от матери — к дочери.

  1. Основная часть.

Хозяйка: — Вот вы, ребята, сегодня очень красивые, нарядные и аккуратные. Ваша одежда современная, удобная для нашего времени. А где вы храните одежду?

Дети: — В шкафах, комодах.

Хозяйка: — Раньше одежда тоже была красивой, только выглядела она и назвалась по-другому. А хранили ее в сундуках. Вот и у меня есть сундук. В моем сундуке лежат загадки, коль отгадаете, появится отгадка. Только слушайте внимательно.

Хозяйка: Что же это за одежда:

                С четырьмя отверстиями.

                В одно входишь,

                А в три выходишь. (Рубаха)

Достает из сундука рубаху.

— Правильно. Рубаха была основой русского народного костюма. Посмотрите на ворот мужской рубахи, что в нем необычного.

Дети: — Застежка сбоку.

Хозяйка: — А как называлась такая рубаха?

Дети: — Косоворотка.

Хозяйка: Каждый день поутру надеваю я трубу.

                Как не догадаться вам! Что же …(сарафан)

                Я скажу вам без обмана

                Краше нету (Сарафана)

Достает из сундука сарафан.

Хозяйка: — Да, сарафан носят и сейчас, только выглядит он иначе. Но название это одежды осталось прежним.

Хозяйка: — По дороге шёл,

                  Две дороги нашёл,

                  По обеим пошёл (Порты)

Достает из сундука порты.

Хозяйка: — Кто носил порты (мужчины, мальчики)

Хозяйка: — Молодцы, сложную загадку отгадали, именно оттуда пошло название профессии людей, которые шьют одежду. Вы догадались?

Дети: — Портной.

Хозяйка: Тепла не даёт,

                А без него холодно. (Пояс)

Достает из сундука пояс.

Хозяйка: — Пояс был обязательной частью костюма, оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Мужчина дарил свой пояс сыну, чтоб он его оберегал.

Хозяйка: А что за головной убор

                Мужчины носят с давних пор?

                С курткой, пиджаком, рубашкой

                 Любят надевать (фуражку)

Хозяйка: — Ребята, давайте посмотрим на мужской и женский костюм, что общего было в мужской и женской одежде?

Дети: — И в мужском и женском костюме присутствует рубашка.

Хозяйка: — А чем отличалась женская рубашка от мужской?

Дети: — У мужчин короткая, а у женщин длинная.

Хозяйка: — Верно. Посмотрите, все части костюма украшены вышивкой. Как вы думаете, зачем?

Дети: — Служила оберегом.

Хозяйка: Что же еще лежит в сундуке?

                Не ботинки, не сапожки,

                Но их тоже носят ножки.

                Раньше в них ходили люди

                 И плели из лыка.

                 А чтоб с ножки не спадали,

                 Веревками их привязали (Лапти)

Хозяйка: — Правильно, на Руси носили лапти, и повязывали их специальными веревками, оборами. А из чего плели лапти, знаете?

Дети: — Из коры липы и березы.

Хозяйка: — Молодцы. Я рада, что вы так много знаете о русском народном костюме. А вот теперь главная загадка, и об этом предмете я вам расскажу много интересного.

Хозяйка: —  Драгоценный убор головной

                   Украшен жемчугом и нитью золотой

                   Так испокон повелось на Руси

                   Носили женщины, он небывалой красы (Кокошник)

Хозяйка: — Но на Руси женщины носили не только кокошник, и сегодня я вам расскажу о женских головных уборах и о там как их носили. Но сначала отдохнем, ноги, руки разомнем. А для разминки есть игра «Ворон»

Дети стоят по кругу. «Ворон» — в центре.

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоят гора.

(дети дробным шагом идут к центру)

А на той горе – дубок,

(так же отходят назад)

А на дубе воронок.

(ворон кружится, разведя руки в стороны)

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

(все танцуют, выставляя ногу на пятку)

Он играет во трубу.

(имитируют игру на дудке)

Труба точенная,

Позолоченная,

Труба ладная

песня складная

(хлопают в ладоши, пляшут)

С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми, он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется

Хозяйка: — Давайте присядем и посмотрим, какой же головной убор носили женщины на Руси.

Ведь головные уборы были важной и обязательной частью повседневной и праздничной женской одежды.

Слайды видеопрезентации

  1. Заставка
  2. Вот такие головные уборы носили женщины на Руси раньше
  3. Но головной убор девушки отличался от убора замужней женщины.
  4. Кокошник с открытым затылком, чтоб была видна коса, ленту-повязку и венец — носили молодые незамужние девушки. А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош. Как вы думаете, что это слово обозначало? (петух, курица). Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Это был очень дорогой головной убор, его берегли и передавали из поколения в поколение от матери к дочери.
  5. А вот закрытый кокошник, кичку, и сороку — носили женщины.
  6. И если девушка носила одну косу, то когда она выходила замуж, ее расплетали, заплетали две косы, и волосы убирали под закрытый головной убор.
  7. Потому что в те далекие времена женщине не разрешалось ходить с непокрытой головой. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. Кокошник – является символом русского народного костюма.
  1. Рефлексия.

Хозяйка: — Знакомство с русским национальным костюмом мы сегодня с вами завершаем. Повторим, что нового вы узнали о русском народном национальном костюме? Для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Ответы детей)

Хозяйка: — Приходите еще на мои встречи, про старинное житье — бытьё поговорить, побеседовать. Вот мы руки развели, словно удивились, и друг другу до земли низко поклонились.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*