МБДОУ детский сад № 110 г. Пензы «Страна детства»
Автор: воспитатель Краснова Елена Сергеевна
Цель: обобщение представлений детей о грибах (о съедобных и несъедобных грибах, как выглядят, как называются, где растут), о правилах поведения в лесу.
Задачи:
- Расширить представления детей о разнообразии грибов.
- Дать детям представление о правилах сбора грибов.
- Закрепить знания о том, что грибы есть не только ядовитые, но и
съедобные.
- Формировать у детей умения передавать в рисунке образы предметов. Формировать у детей умения располагать изображение по всему листу.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, изобразительная, продуктивная.
Предварительная работа: Литературный ряд (загадки про грибы). Иллюстративный ряд (картинки с изображением грибов, схема строения гриба и грибницы).
Раздаточный материал: Альбомный лист бумаги формата А4 с нарисованной контуром корзинкой для грибов, гуашь, кисти с широким и средним ворсом, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия
- I. Вступительная часть. Беседа.
Воспитатель читает стихотворение:
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? (об осени)
— А какие приметы осени вы знаете? (холода наступают, листья желтеют, опадают, дожди, птицы улетают на юг)
— Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. Почему, как вы думаете? (Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб)
— А какие дары еще приготовила нам Осень в природе? (Грибы, шишки, орехи)
— Все правильно. А вы любите собирать грибы? Я тоже. Давайте мы вместе вспомним правила поведения в лесу (сопровождение картинками с иллюстрациями, а дети называют правила):
- Нельзя ходить в лес без взрослых.
- Пробовать незнакомые ягоды и грибы (можно ими отравиться), рвать цветы, особенно редкие, например, ландыши (они завянут уже через полчаса), ломать руками стебли растений и ветки деревьев (некоторые могут быть ядовитые или вызвать аллергию).
- Губить природу – разорять гнезда птиц, норки мелких животных, муравейники, осиные гнезда, обижать лесных насекомых, ловить бабочек и стрекоз, растаптывать и пинать грибы, они нужны многим другим лесным жителям.
- Трогать животных и тем более забирать их из леса. Животное или птица, если они позволили себя поймать, могут быть больны, и это опасно. Или это детеныши, и где-то рядом находится их родитель – крупная птица, хищный зверек, способный напасть, чтобы защитить потомство.
- Если встретишь змею, то не кричи и не трогай ее, а тихонько уйди.
- Разводить костры и пытаться добыть огонь. Страшные лесные пожары – человеческих рук дело.
- Оставлять мусор, даже закапывать. Нужно брать пакеты и уносить пищевые отходы, пластиковые бутылки и прочее с собой до ближайшего населенного пункта.
- Громко кричать без необходимости в лесу. Не бейте стекло в лесу. Не вырывайте кустарники и грибы с корнем.
- Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и назвали все самые главные правила поведения в лесу. А вот и сам лес. (показ картинки с изображением осеннего леса).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
— Давайте с вами немного поиграем, а игра называется «Да или нет».
Я буду зачитывать вам предложение, если вы согласны, отвечаете «да», а не согласны – «нет». Все поняли условия игры? Повторите.
Игра «Да или нет»:
Осенью цветут цветы? Нет
Осенью растут грибы? Да
Тучи солнце закрывают? Да
Холодный ветер прилетает? Да
Ну, а птицы гнезда вьют? Нет
Звери норы закрывают? Да
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто-часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки одевать? Да
Воспитатель: А знаете ли вы как надо собирать грибы? (Не срывать ядовитые и несъедобные грибы. Срезать ножку гриба аккуратно ножом, чтобы не повредить грибницу (корни грибов). Нельзя собирать грибы около проезжей части дорог. Не срывать старые или очень маленькие грибы.)
— Молодцы, все верно. А теперь давайте посмотрим на изображение гриба и назовем его части, из чего состоит гриб (показ схемы, изображающей строение гриба и его грибницы).
— У гриба есть плодовое тело: шляпка и ножка, под шляпкой у гриба имеются споры, невидимые нашему глазу. Эти споры разлетаются при помощи ветра, попадая в почву, где начинают расти новые грибы. Под землей у гриба имеется грибница, корни грибов.
— Ребята, а вы знаете что каждый гриб «любит» своё дерево, свой лес и живет только по своему адресу.
А вы знаете какие бывают леса? (размышления детей)
- «лиственный лес» (в нем растут березы, осины, дубы и другие деревья с листьями);
- «хвойный лес» (это лес, в котором растут сосны и ели);
- «смешанный лес» (в нем растут и лиственные, и хвойные деревья).
Так вот, под сосной мы можем найти белые грибы-боровики и маслята. Белый гриб – царь среди всех грибов. Ножка у него толстая, шляпка – коричневая, мякоть – белая, крепкая, вкусная. Эти грибы сушат, варят, жарят. Их адрес «сосновый бор».
Под осинами — подосиновики; рыжики любят хвойные леса — ели и сосны; а под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики; эти грибы по одному обычно не растут, рядом с одним всегда другой растет. На пнях живут и растут опята.
В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.
А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.
— Теперь мы с вами знаем съедобные грибы и где они растут. А какие же грибы собирать нельзя, какие грибы несъедобны? (бледная поганка, мухомор, ложные опята, свинушка).
III. Практическая часть.
— Ребята, давайте каждый из нас соберет свою корзинку съедобных лесных грибов. Мы с вами рассмотрели из чего состоит гриб, мы знаем его строение, мы узнали и вспомнили какие есть съедобные грибы, запомнили какие грибы собирать нельзя. Сейчас я каждому раздам шаблон корзинки, которую вам нужно обвести простым карандашом на листе бумаги. Затем вам нужно продумать как в корзинке будут располагаться грибы (в центре корзинки или с краю, несколько грибов около корзинки). А после приступаете к работе в цвете, закрашиваете корзинку и грибы в ней. Дети приступают к самостоятельной работе.
- IV. Заключительная часть.
— Ребята, где мы с вами сегодня мысленно побывали? (в осеннем лесу). Какие правила поведения в лесу вы знаете? (перечисляют). Какие бываю леса? (лиственные, хвойные, смешанные). Какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные). Назовите какие грибы собирать нельзя? (перечисляют несъедобные грибы).
По окончанию занятия детские работы вывешиваются на выставку.
Оставить комментарий