Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Лисушкина Елена Борисовна
Цель: формирование восприятия литературного произведения
Задачи:
— Вызвать эмоциональный отклик на содержание рассказа
— Совершенствовать умение подбирать слова для характеристики тех или иных качеств
героев и поступков.
— Формировать навык связного, последовательного пересказа небольшого рассказа.
— Учить пересказу с опорой на мнемотаблицы.
— Упражнять в подборе слов на нужный звук «Н», закреплять правильное произношение звуков.
— Воспитывать добрые, положительные нравственные качества.
— Развивать способность к самопознанию и самовыражению, речевую активность
в процессе игр.
Оборудование: подборка книг с рассказами В. Осеевой, бумажные цветочки, цветные сердечки ( красные, белые, зелёные,чёрные), мнемотаблицы, красивая коробка, корзинка, буква «Н» бубен, аудиозапись гр. Барбарики
Формы и методы: Игры «Друг на друга посмотрели», « Каждое слово в ладошки», « Передай интонацию», «Я знаю слово на звук «н», игровое упражнение «Я помощник», чтение стихотворения о доброте, уточняющие вопросы по содержанию рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа воспитателем, динамическая пауза (физкультминутка), пересказ рассказа детьми по цепочке, танцы под музыку с сердечками.
Предварительная работа: знакомство с биографией В. Осеевой, чтение рассказов, обсуждение, рассматривание иллюстраций, рисование по мотивам рассказов В.Осеевой.
Содержание образовательной деятельности.
- Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.
Воспитатель приглашает детей к себе, предлагает встать в круг.
Проводится игра « Друг на друга посмотрели»
(дети выполняют действия в соответствии с текстом)
Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись,
Влево — вправо повернулись
И друг другу улыбнулись
Воспитатель задаёт вопросы: (дети отвечают на вопросы: девочки и мальчики, дочки и сыночки, внуки и внучки, женщины и мужчины)
— Кто вы?
— Для мам и пап вы…?
— Для дедушек и бабушек..?
— Девочки — будущие…?
— Мальчики — будущие…?
Воспитатель желает детям доброго дня и хорошего настроения.
- Основная часть.
Интересуется у ребят, любят ли они книги.
Воспитатель предлагает детям пройти в «читальный зал» групповой библиотеки и побеседовать (дети с воспитателем подходят к столу и рассаживаются на стульчики вокруг него)
Воспитатель: — Чему учат книги? (ответы детей)
Воспитатель: — Каждое красивое ваше слово я положу вам в ладошку, в виде цветка.
Проводится игра «Каждое слово в ладошку» (каждое слово поощряется фишкой-цветком, затем дети складывают цветочки в корзинку) Воспитатель хвалит детей и благодарит за собранные цветы
Далее воспитатель берёт с полки книгу рассказов В. Осеевой и предлагает назвать рассказы этого автора, которые им уже читали. (Ответы детей)
Воспитатель берёт новую книгу, показывает её детям и предлагает послушать ещё один рассказ В. Осеевой «Сыновья». Читает произведение.
Воспитатель: — Понравился ли вам рассказ? (дети отвечают на вопросы и выполняют задания, используя выразительные жесты и мимику)
Воспитатель: — Что сказала первая женщина про своего сына? Предлагает подумать и передать интонацию.
Воспитатель: — Что значит «ловок да силён»?
Воспитатель: — Что сказала вторая женщина?
Воспитатель: — Что значит «поёт, как соловей» Предлагает передать интонацию.
Воспитатель: — Что сказала третья женщина? Предлагает показать, как она это сказала.
Воспитатель: — Что увидел старичок, когда им навстречу выбежали три мальчика?
Воспитатель: — О чём спросили женщины старичка?
Воспитатель: — Что ответил им старичок?
Воспитатель: — Как вы думаете, почему он так ответил?
Дети: — Только один сын помог матери, и он ему понравился
Воспитатель: — А который из сыновей вам понравился больше и почему?
Воспитатель: — Как можно назвать сына, который помог матери?
Воспитатель: — Этот мальчик любит труд, значит он какой?
Дети: — Трудолюбивый.
Воспитатель показывает детям мнемотаблицу, совместно с детьми уточняет её содержание, затем предлагает с её помощью пересказать рассказ по цепочке, не повторяя предыдущего рассказчика, а продолжая сюжетную линию произведения. (Дети пересказывают рассказ друг за другом с опорой на схемы)
Воспитатель организуется динамическая пауза (физкультминутка) с использованием бубна (дети выполняют движения в соответствии с текстом и садятся на стульчики)
Девочки попрыгали, мальчики присели.
Мамины дочки похлопали в ладошки,
Папины сыночки встали на носочки.
Внучки подняли вверх ручки,
А внуки широко разводят руки.
Дружная, послушная детвора
К стульчикам шагом пошла.
Далее воспитатель произносит слово «Сын» и задаёт детям вопросы
— Сколько звуков в этом слове?
-Сколько слогов?
-Какой звук последний?
Проводится игра « Я знаю слова на звук «Н»
(дети называют слова на заданный звук)
Воспитатель спрашивает:
— Вы помогаете дома родителям? (Ответы детей) Тогда продолжите фразу « Я мамин (или папин) помощник, потому что я…» (рассказы детей)
Воспитатель хвалит детей и надеется, что и в дальнейшем они будут такими же хорошими помощниками.
- Рефлексия:
Воспитатель спрашивает:
-Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?
— Кто написал рассказ?
-Важно ли то, что мы сегодня узнали из рассказа?
-Чему вас научил новый рассказ? (доброте, быть помощником) (ответы детей)
В завершении воспитатель читает стихотворение
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит-
Радуются взрослые и дети
Далее воспитатель предлагает взять сердечко из коробочки, тем, кто готов делать добрые дела. (Дети берут красные сердечки (чёрное — злое, зелёное — печальное, белое — пустое-остаются в коробке) и объясняют свой выбор)
Включается фонограмма песни «Доброта» гр. «Барбарики» (дети танцуют с сердечками)
Оставить комментарий