
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна
Цель: познакомить учащихся с творчеством чувашского народа, его культурой и традициями на примере женского чувашского народного костюма.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с чувашской национальной одеждой женщин, вышивкой.
- закреплять знания элементов чувашского орнамента.
Развивающие:
- развивать связную речь, мышление и память детей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям, обрядам чувашского народа, прививать любовь к чувашскому языку;
- воспитывать толерантность.
Демонстрационный материал: иллюстрации с женским чувашским народным костюмом; предметы традиционной одежды и украшений, обувь, головной убор, домотканые полотна; чувашская вышивка; куклы Анюк и Малик.
Содержание образовательной деятельности.
- Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.
Воспитатель: — Здравствуйте ребята. «Ыра кун пултар». Вы поняли, что я вам сказала?
Дети: — Да, нет.
Воспитатель: — Я с вами поздоровалась и на русском языке, и на чувашском. Также в давние времена говорили «Салам». Это слово использовали только при вхождении в дом
Воспитатель: (слышен стук в дверь)- Кто же это к нам пришел? Ребята, разве к вам кто-то должен был прийти в гости?
Дети: — Нет
Воспитатель: — Давайте посмотрим (воспитатель идет к двери и заносит в группу двух кукол). Смотрите, кто к нам пришел. К нам пришли гостьи по имени Анюк и Малик. Давайте поздороваемся с ними на чувашском языке.
Дети: — «Ыра кун пултар»
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на меня. Что за наряд на мне и на наших гостьях-куколках?
Дети: — Чувашский национальный костюм
Воспитатель:- Правильно. Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о женском чувашском национальном костюме. Анюк и Малик, побудьте вместе с нами и помогут нам узнать о нарядах, в которые они одеты.
- Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о чувашских нарядах. Одежда чувашей традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Она зависела от места, где они жили, традиционных занятий населения. По месту жительства чуваши подразделялись на низовых, верховых и средненизовых чувашей. Ребята, а вы знаете, что это значит?
Дети: — Жили в разных местах.
Воспитатель: Верховые чуваши, это чуваши, живущие выше по Волге, а низовые – чуваши, живущие ниже по Волге (показываем детям на карте, где жили верховые чуваши, и где низовые). Ребята давайте встанем в один ряд. А теперь представим, что мы на реке Волге на корабле. И поплыли.
Физкультминутка «Плывём на корабле»
От зеленого причала, оттолкнулся наш корабль, (Дети встали.)
Раз, два, он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два, а потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два, и поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Он поплыл вперед сначала (Пару шагов вперед, делая плавающие движения)
А потом поплыл обратно (Дети разворачиваются, и идут обратно так же)
«Ой, смотрите» — наш причал, (Ходьба на месте)
Надо бы подплыть к нему. (Садятся на места)
Воспитатель: Материал для одежды изготовляли в основном дома. Из конопли и льна ткали холст. Чувашская национальная женская одежда весьма сложная. Она состоит из туникообразного белого платья-рубахи, которая была украшена разной вышивкой (Воспитатель показывает иллюстрацию платья-рубахи). Это были целая система вышивок, украшенные бисером и металлическими украшениями. Ребята, а вы знаете, что такое вышивка?
Дети: — Это когда на ткани нитками вышивают.
Воспитатель: Вышивка – это широко распространенный вид украшения ткани и материалов, вручную (с помощью иголки) или с помощью вышивальной машинки, различными узорами. Давайте внимательно посмотрим на украшение этой рубахи. Она вышита нитками разного цвета. Каждый цвет в этот узор вкладывает свой смысл. Например, белый — это символ, чистоты и мудрости, красный – цвет счастья, жизни и земли, а зеленый — цвет растительности. А теперь я хочу задать вам загадки, чтобы вы сами догадались о том, что означают другие цвета. Что же означает желтый цвет? Ну-ка, кто из вас ответит:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе
Шар — Раскалённый как пожар.
Дети: — Солнце.
Воспитатель: Правильно. Желтый цвет – это цвет солнца. Теперь еще одна загадка. Что означает синий цвет?
В опрокинутом колодце
Туч косматых хоровод.
Днём туда заходит Солнце.
Ночью Месяц проплывёт.
Дети: — Небо.
Воспитатель: Правильно. Синий цвет – этот цвет символизирует небо. Каждый узор в чувашской вышивке что-то обозначает: круг — это солнышко, квадрат или ромб – это земля, крест – это оберег от злых сил. Этих узоров огромное количество. Красивый узор по-другому называют орнаментом (воспитатель показывает иллюстрации различных орнаментов чувашской вышивки). Также в национальном костюме мы видим фартук, головной убор, нагрудные украшения и поясные подвески.
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как выглядит фартук (передник). По-чувашски передник называется «саппун». Фартук всегда украшался очень красиво (показываем иллюстрации фартука, а также сам фартук). Ребята, скажите пожалуйста у Анюк есть «саппун»?
Дети: — Да.
Воспитатель: Также любой праздничный наряд у чувашских женщин дополнялся поясом (по-чувашски «писиххи»). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. Посмотрите, пожалуйста, на меня. Что у меня на голове?
Дети: — Повязка.
Воспитатель: Это повязка называется «масмак». «Масмак» тоже украшали вышивкой, монетами и бисером. А теперь посмотрите на Анюк и Малик. У них тоже «масмак» на голове?
Дети: — Нет.
Воспитатель: Правильно. У наших гостей на голове «тухья». «Тухья» – это округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Эта шапочка украшалась бисерной вышивкой и серебряными монетами. Посмотрите, что у них еще есть?
Дети: На груди из монет бусы.
Воспитатель: — У них есть нагрудные украшения (по-чувашски «шулкеме»). «Шулкеме» – это украшение сугубо девичье украшение с монетами. «Шулкеме» носили на груди, так как оно является символом защиты. А что же чуваши одевали на ноги? Кто знает?
Дети: Лапти.
Воспитатель: Правильно. Основной обувью были плетеные лапти («сапата»). Женские лапти плелись весьма тщательно — из более узких полосок лыка и большего числа. Посмотрите, как они выглядят.
3.Рефлексия.
Воспитатель: Вот и изучили мы с вами женскую одежду. Ребята, про что сегодня мы с вами разговаривали?
Дети: — Про чувашскую одежду.
Воспитатель: Теперь давайте вместе повторим, как называются по чувашские детали национальной одежды. (Повторяем вместе с детьми)
Воспитатель: Ребята, Анюк и Малик очень понравилось сегодня с нами. Но им уже пора собираться домой. Ребята, давайте мы с вами попрощаемся с ними на чувашском языке «Сыва пулар».
Воспитатель: Спасибо вам ребята, за сегодняшнюю беседу. Вы все большие молодцы.
Оставить комментарий