Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста: «Ложка расписная, да звонкая такая!»

Цель:

  • обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
  • привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете.

Задачи:

  • расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Оборудование: Иллюстрации первобытных людей, иллюстрации ложек разных времен, металлическая ложка,  деревянные ложки с хохломской росписью, аудиозапись русских народных мелодий, картофелины по количеству детей, два чугунка, 2 тарелки, музей ложек,

Содержание образовательной деятельности.

 

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации. Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит:

Воспитатель: —  Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка.

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это (ложка).

  1. Основная часть.

Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.

Воспитатель: — Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?

Дети: — Нет!

Воспитатель: — Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды.

Воспитатель: — Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему?

Ответы детей: еда была горячая, обжигала руки…

Воспитатель: — Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.

Самая первая ложка была сделана из камня

Воспитатель: — Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей) Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?

Дети: — Неудобно, она тяжёлая…

Воспитатель: — Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Делать такую ложку было очень сложно.

Воспитатель: — На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.

Воспитатель достаёт из-за ширмы деревянную ложку.

Воспитатель: — Есть даже такая пословица: «Щи да каша — пища наша»

Воспитатель: — Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках?

Дети: «Три медведя», «Жихарка»…) Молодцы.

Игра «Перенесём картошку»

Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится. (Звучит быстрая русская народная мелодия)

Воспитатель: — Молодцы справились с заданием.

Воспитатель: — Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место — музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной? (ответы детей)

Воспитатель: — Давайте произнесём волшебные слова: « — Раз, два, три – вот и в музее мы!» Закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

Воспитатель: — Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла (металлическая), из пластмассы (пластмассовая), из дерева (деревянная).

Воспитатель: — Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание на деревянные ложки).

Воспитатель: — Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки, которые расписывают?

Дети: — Расписные.

Воспитатель: — Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки?

Дети:- Люди – мастера.

Мы знаем, что ложки нужны для еды.

Воспитатель: — А что ещё можно делать деревянными ложками?

Дети: Играть.

Воспитатель: — Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.

Игра « Найди пару»

Возьмите по одной ложке из корзинки, а пару для неё найдите на столе.

Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках.

Воспитатель: — Молодцы. Вам понравилось в музее ложек? (ответы детей)

Воспитатель: — Но пришло время возвращаться нам обратно. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: Раз, два, три, вот и в группе мы!

III. Заключительная часть

Воспитатель: — Ребята, что нового мы сегодня узнали?

Дети:

  • у ложечки есть история
  • первые ложки делали из камня
  • ложки делают из разных материалов
  • на ложках можно играть
  • есть музей ложек

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*