
Цель:
- обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
- привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете.
Задачи:
- расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
- воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
- продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Оборудование: Иллюстрации первобытных людей, иллюстрации ложек разных времен, металлическая ложка, деревянные ложки с хохломской росписью, аудиозапись русских народных мелодий, картофелины по количеству детей, два чугунка, 2 тарелки, музей ложек,
Содержание образовательной деятельности.
- Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации. Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит:
Воспитатель: — Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка.
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка).
- Основная часть.
Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.
Воспитатель: — Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?
Дети: — Нет!
Воспитатель: — Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды.
Воспитатель: — Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему?
Ответы детей: еда была горячая, обжигала руки…
Воспитатель: — Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.
Самая первая ложка была сделана из камня
Воспитатель: — Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей) Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?
Дети: — Неудобно, она тяжёлая…
Воспитатель: — Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Делать такую ложку было очень сложно.
Воспитатель: — На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.
Воспитатель достаёт из-за ширмы деревянную ложку.
Воспитатель: — Есть даже такая пословица: «Щи да каша — пища наша»
Воспитатель: — Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках?
Дети: «Три медведя», «Жихарка»…) Молодцы.
Игра «Перенесём картошку»
Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится. (Звучит быстрая русская народная мелодия)
Воспитатель: — Молодцы справились с заданием.
Воспитатель: — Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место — музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной? (ответы детей)
Воспитатель: — Давайте произнесём волшебные слова: « — Раз, два, три – вот и в музее мы!» Закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.
Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.
Воспитатель: — Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла (металлическая), из пластмассы (пластмассовая), из дерева (деревянная).
Воспитатель: — Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание на деревянные ложки).
Воспитатель: — Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки, которые расписывают?
Дети: — Расписные.
Воспитатель: — Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки?
Дети:- Люди – мастера.
Мы знаем, что ложки нужны для еды.
Воспитатель: — А что ещё можно делать деревянными ложками?
Дети: — Играть.
Воспитатель: — Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
Игра « Найди пару»
Возьмите по одной ложке из корзинки, а пару для неё найдите на столе.
Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках.
Воспитатель: — Молодцы. Вам понравилось в музее ложек? (ответы детей)
Воспитатель: — Но пришло время возвращаться нам обратно. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: Раз, два, три, вот и в группе мы!
III. Заключительная часть
Воспитатель: — Ребята, что нового мы сегодня узнали?
Дети:
- у ложечки есть история
- первые ложки делали из камня
- ложки делают из разных материалов
- на ложках можно играть
- есть музей ложек
Оставить комментарий