Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Власова Олеся Александровна
Цель:
- Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора – пословицами.
- Формировать умение осмысливать значение пословиц. Раскрывать иносказательный смысл пословицы.
- Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
- Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.
Задачи:
- Пополнять активный словарный запас детей пословицами и поговорками, уточнять значение.
- Развивать связную (устную) речь.
Предварительная работа: Чтение сказок «В умной беседе-ума набраться. а в глупой свой потерять»—«Мудрая дева» р. н. с. «Умный и без денег богат»—«Честный мальчик» корейская с., «Как аукнется так и откликнется», «Сказка о глупости» И. Франко
Ход занятия:
Нету худа без добра, кто-то в лес, кто по дрова,
Первый блин все время комом, каждый тут не лыком шит.
Стелят, как всегда, солому коль падение грозит.
ТОЛЬКО ТОТ МЕНЯ ПОЙМЕТ, КТО В МОЕЙ СТРАНЕ ЖИВЕТ.
-Ребята, о чем это стихотворение?
— Правильно, о пословицах. Без пословиц не проживешь — точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Сегодня мы поговорим с вами о пословицах, об их крытом смысле. У народа для всякого случая есть пословица — короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо.
— Чему нас учат пословицы? (ответы детей)
— Много пословиц придумал народ. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».
Я вам буду говорить о чём учат пословицы и поговорки, а вы должны добавить противоположные слова.
О добре и ……..(зле)
О правде и …….(лжи)
О труде и ………(лени)
О счастье и ……(горе)
О родителях и…(детях)
— Вы уже знаете много разных пословиц. Картинки помогут вам вспомнить некоторые из них. Д\ и «Найди пару»
Дети по очереди берут картинки с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословице, называют ее и объясняют смысл.
- За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
(Значение –Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьёшься успеха)
- Яблоко от яблони недалеко падает.
(Значение –Ребенок похож на родных. он испытывает те же чувства что и его родители. Он похож лицом и характером. дети своим поведением и поступками похожи на родителей.)
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
В каком случае так говорят?
(Значение — если хочешь достичь чего-нибудь приятного. надо для этого упорно работать любишь отдыхать люби и трудиться.)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Про кого так говорят? Хорошо иметь много друзей. друзья дороже богатств. денег. Друзья помогают выручают в беде.
- Ученье свет, а не ученье тьма.
(Пословица, призывающая учиться).
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
(Русская пословица о том, что во всем нужно усердие.)
(Прежде чем что-то сделать, принять решение, нужно основательно подумать и сделать правильный выбор.)
— Молодцы, правильно!
Физкультминутка:
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок «круглыми» ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)
— А сейчас мы проверим на сколько вы внимательные. Игра называется «Закончи пословицу». Я буду говорить начало, а вы должны досказать пословицу до конца.
— Что с воза упало, то. (пропало)
— Век живи,. (век учись)
— Один в поле. (не воин)
— Не зная броду,. (не лезь в воду)
— Дело мастера. (боится)
— Когда я ем,. (я глух и нем)
— Утро вечера. (мудренее)
Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?
— Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
Примерные пословицы :Когда у друзей лад,каждый этому рад!—Нет друга ищи, а нашел-береги—Вместе тесно,а врозь скучно—В трудную минуту-друг всегда рядом! Человек без друзей, что дерево без корней!
Д.И.«Изображаем пословицу» (дети по желанию)
1 Без труда- не вынешь рыбку из пруда!
2 Нет друга- ищи, а нашел береги!
3 Трусливому зайке, и пенек волк!
4 Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Дружба в делах помощница-правда дети.
Вот и подошло к концу наше занятие, что мы узнали сегодня на нем?
Что живут в нашей речи пословицы, что они делают?-Они советуют, поучают, наставляют, предупреждают.
Молодцы! Спасибо вам за хорошую работу. А теперь к нашей ситуации подходит пословица «Сделал дело – гуляй смело».
Оставить комментарий