Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №110 города Пензы
«Страна детства»
Автор: Черевичная Вероника Геннадьевна

Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов. К. С. Станиславский

 «Методическое пособие «Театр на фартуке» — это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организацию театрализованной деятельности дошкольников.

Поскольку для эффективного показа спектакля важно все — декорации, их размещение, куклы и ширма, размещение детей и т. д., педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов.

 А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр — фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации двигаются вместе с актёром, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр-зритель», — отмечает Н. Н. Кондратьева 

1]. Данное пособие мы изготовили в виде фартука (фон — декорации на «сцене»), на котором изображена сказочная лесная поляна, изготовленная из ткани зеленого цвета.

На фартук, как на основу мы прикрепили фетровый домик (трансформируется в теремок), заборчик, речку, тропинку, деревья, цветы.

К фартуку в качестве игрового материала мы изготовили вязаный пальчиковый театр с героями сказок «Репка», «Теремок», «Колобок, а также из фетра фигурки героев потешек, стихов, других сказок.

С детьми раннего возраста мы используем фартук для иллюстрирования различных сказок во время рассказывания или чтения их детям. Мы используем его в процессе сюжетной игры, вместе инсценируем сказки, стихи, потешки, рассматриваем, беседуем, устанавливаем логическую последовательность событий, составляем предложения, небольшие рассказы, попутно происходит и развитие мелкой моторики у детей.

 В раннем возрасте при проведении занятий по художественной литературе театрализованная деятельность на фартуке используется нами как метод организации.

Организовать её можно как индивидуальную игру, так и игру для работы с подгруппой детей. Цель пособия при работе с детьми раннего возраста: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру.

Задачи: Научить воспринимать содержание сказок и отражать его в играх- драматизациях, в театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, звукоподражание сказочным персонажам.

 Развивать связную речь детей. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх. Воспитывать умение играть дружно, не ссориться.

Во время рассказывания сказок вовлекаем малышей в процесс восприятия, предлагаем, например, вместе рассказывать и приклеивать на игровое панно — фартук фигурки героев сказки. После прочтения мы предлагаем детям игровые упражнения, которые рекомендует Л. С. Зорина.

[2]: — «Назови ласково героев сказки «Репка» Дед — дедушка. Бабка — бабушка. Внучка — внученька. Собака — собачка. Кошка — кошечка. Мышь — мышка. — «Назови имена героев сказки «Теремок» Мышка-норушка. Лягушка-квакушка. Зайка-попрыгайка. Волк-зубами щелк. Лисичка-сестричка… — «Спой песенку Колобка» — «Помоги показать сказку» Мы вместе с детьми прикрепляем на лесную полянку сказочных героев и предлагаем детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания: «Покажите, как ходит медведь? Покажите, как мышка пищит? Покажите, как прыгает зайчик? Материалы пособия можно использовать в работе с детьми и раннего, и дошкольного возраста.

В старших группах Н. Н. Кондратьева рекомендует в процессе театрализованной деятельности с фартуком использовать как фрагмент НОД: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; для работы над художественным произведением; для разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов [1].

В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариациях (изготовление новых фартуков), например, зимний фартук. В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический (раздаточный и т. д.). Фартуки изготавливаются в новой вариации соответственно сказкам для старшего возраста детей. Герои сказок дополняются новыми персонажами, как из известных сказок, так и из придуманных детьми.

Данного пособие в нашем детском саду эффективно используется и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей от 4-х лет, также мы рекомендуем родителям взять на вооружение данную идею для творческого участия в образовательном процессе детского сада и в семье. Итак, в процессе театрализованной деятельности с применением многофункционального пособия «Театр на фартуке», наши малыши стали пользоваться такими выразительными средствами как мимика, жесты и голос. Они научились говорить тихо, громко, ласково и грубо, имитировать крики и копировать движения животных, птиц, жесты людей, у них появилось желание выполнять движения под музыку, подпевать, Постепенно дети с помощью воспитателя научились инсценировать знакомые сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок», народные пестушки и потешки, песенки, научились обращаться с куколками пальчикового, фетрового и настольного театра на игровом панно-фартуке. Таким образом «Театр на фартуке» является эффективным и оригинальным элементом развивающей предметно — пространственной среды группы, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно, безопасно и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Литература: Кондратьева Н. Н. Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «сказочный фартук» для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. 

Зорина Л. С. Театр на фартуке по русским народным сказкам. 

Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение, 1991 —207 с.;

Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004.- 127 с.

Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. -М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 160 с.

Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова.- М.: Зимородок, 2006. — 416 с.

Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие/ Г. М. Лямина. — М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.- 96 с.

Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие/ Л. Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 168 с.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*