Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 г. Пензы «Олененок»
Подготовила: Степкина Н.А.,
воспитатель
Сегодняшнюю консультацию начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кругу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.
Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15 – 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.
Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному наследию.
Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников.
«Мини — музей как средство познавательного развития детей». Организация мини-музея в условиях ДОУ:
Музей, по словарю С.И.Ожегова, — это «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
1 направление — сотрудничество детского сада с краеведческим музеем Взаимодействие с музеем способствует нравственно-патриотическому воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Краеведческий музей обогащает детей знаниями о жизни, истории и культуре нашего края, его настоящем и историческом прошлом. Народные ремёсла знакомят с многообразием народных промыслов, декоративно-прикладным творчеством; посещение различных по тематике выставок формирует основы художественной культуры дошкольников. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (продуктивную, познавательную, речевую, художественно — творческую).
2 направление — создание и использование музеев и мини — музеев в дошкольном учреждении с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников. В дошкольном учреждении мини-музеи организуются с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов. В мини — музее проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа, экологические праздники. Тематика выставок разнообразна и ориентирована на детей разного возраста: «Мини-музей Хлеба», «Мини-музей Русская изба», «Мини-музей Родной край».
Независимо от тематики мини-музея и представленных экспонатов задачи патриотического развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований программы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Литература:
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
- Соловьева Е., Церенко Л. «Наследие» приложение к журналу «Обруч» 2011г.
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»
- А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»
- И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
- Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой.
Оставить комментарий