МБДОУ детский сад №111 «Олененок» г. Пенза
Еремкина Надежда Викторовна
Рассеянность- это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять самого главного при наблюдении и деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.
Обычно рассеянность- результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расцениваются как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника неорганизованность и рассеянность.
Эти качества особенно отрицательно скажутся особенно в школьном возрасте. Рассеянному ребенку трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснение учителя, может не выполнить задания. Он часто попадает в смешные и досадные положения.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Прежде всего не следует упрекать ребенка и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпение, тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого нужно соблюдать четкий режим дня. Это не позволяет менять занятия по настроению, требует внимания на начатом деле и доводить его до конца. Нужно напоминать ребенку, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать некоторые условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку, что он часто отвлекается. Но в тоже время в соседней комнате включили магнитофон и ребенок мысленно тоже с ними, оставляет свое занятие и идет к ним. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых ситуациях.
Проявить внимание он сможет только в том, что его захватывает, увлекает. Он любит мастерить, ухаживать за растениями, рыбками. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения и рыбки, если их не поливать и не кормить могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно он усваивает, что не все дела так приятно выполнять, что необходимо делать то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что до достижения цели, нужно приложить усилия.
Иногда рассеянность у ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма, в этом случае нужно укрепить здоровье, наладить его питание и отдых. Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением. Здесь уже все зависит от обстановки в семье, от взаимодействия между родителями.
Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера. Рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении с людьми- нетактичностью, эгоизмом, рассеянность в быту- с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, надо внимательно относиться к психическому состоянию детей и правильно их оценивать. Воспитание у детей воли, чувство ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.
Предлагаемые игры:
- Возьмите много мелких предметов и рассыпьте их по столу, пусть ребенок постарается запомнить их. Закройте все бумагой и пусть он назовут все, что лежит на столе. Каждый правильно названный предмет вынимайте, игра будет интересней, если будут играть и папа, и сестренка.
- Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят изменения (меняют местами, убирают одну игрушку, добавляют новую). Открыв глаза, он должен сказать, что изменилось. Еще сложнее заметить, что изменилось у куклы (появился бант, изменилась прическа, пропал туфель).
Напоминание вам, дорогие мамы и папы.
! При разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте.
! Будьте терпимы.
! Развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
! Поменьше критикуйте и поправляйте его.
! Искренне радуйтесь его успехам, не скупитесь на награду.
Похвала, поцелуй или рукопожатие- отличное поощрение.
Оставить комментарий