Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 г. Пензы «Олененок»
Подготовила: воспитатель
Степкина Н.А.
Дошкольный возраст – это период интенсивного индивидуального психического развития, становления важных черт личности ребёнка. В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький.
Застенчивый ребенок – это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому ребенку, попросить игрушку, договориться о совместной игре. В жизни каждого ребенка игра очень много значит. Психологи считают, что подверженным страхам, неуверенным в себе детям показаны подвижные соревновательные игры: они повышают уверенность в своих силах, закаляют характер.
Игры с застенчивыми детьми
«Рычи, лев, рычи!»
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы — львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
«Воздушный шарик»
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу. Упражнение можно повторить 3 раза.
«Поварята»
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем договариваемся, что будем «готовить» — суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Воспитатель — ведущий, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Рекомендации воспитателям по работе с застенчивым ребёнком
— Не следует называть ребёнка застенчивым и робким в его присутствии.
— Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).
— Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».
— Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.
— Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа.
— Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
— В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.
Оставить комментарий