Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 111 г. Пензы «Олененок»
Подготовила: Еремкина Н.В.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья является главной, уникальной, первой малой группой, с которой ребенок неразрывно связан всю жизнь, потому что обуславливает будущий выбор ребенком ценностных ориентаций и жизненных установок. Семья принимает главное участие в процессе всестороннего развития личности дошкольника, а педагогический коллектив ДОУ помогает родителям в решении трудностей в вопросах воспитания ребенка.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада – главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса – гармоничное развитие личности ребенка.
Взаимодействие ДОУ и семьи является важным условием в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности.
Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.
Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.
Формы взаимодействия ДОУ с родителями
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:
- коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;
- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
- наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:
- информационно-аналитические;
- досуговые;
- познавательные;
- наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.
На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.
Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.
Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся: «КВН», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.
О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- информационно-ознакомительная;
- информационно-просветительская.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.
Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа — пожарный, или папа — полицейский, мама — врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.
Предложенную классификацию можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции:
- рисование на тему: «Какая я мама?»;
- формулировка своей концепции воспитания;
- анализ собственных педагогических находок, неудач;
- обмен опытом в кругу единомышленников;
- создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.
Игровое моделирование поведения
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не желает выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.
На сегодняшний день социально – личностное развитие детей дошкольного возраста является одним из важных направлений развития в дошкольном образовании. Однако, как показывает теория и практика, в семье вопросу социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно.
Во всех случая необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. В социально – личностном развитии детей семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
В общем понимании социально – личностное развитие – это процесс усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с дальнейшим развитием трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, а так же социальных качеств личности, как способности преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.
В рамках образовательного пространства ДОУ социально – личностное развитие дошкольников реализуется согласно следующей модели: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности.
В настоящий период наше общество испытываем нарушение преемственности поколений, дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания. И наша общая задача педагогов и родителей – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.
В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным
качествам сверстников. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.
В возрасте детей 4–5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга. Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.
На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.
Исследованиями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое). Девочки больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.
Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого. Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ. Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.
Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, то есть овладение своеобразной «азбукой чувств». В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Необходимо отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстрацию, конкуренцию, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками. Именно по этому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкуренции.
Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание детей на сверстников.
Еще одним поводом для ссор и конфликтов является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.п.), то самым обычным и простым способом проявление отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.).
Поэтому работа педагога, направленная на развитие нравственных чувств, должны свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т.д. Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.
Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.
Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу используются различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой.
Организация данных игр не требует никаких специальных условий. Данная система игр состоит из семи этапов. Это общение без слов: «Волны», «Ожившие игрушки», «Театр теней». Внимание к другому: игры «Эхо», «Общий круг», «Зеркало». Согласованность действий: «Слепой поводырь», «Сороконожка». Взаимопомощь в игре: «День помощника», «Старенькая бабушка». Добрые слова и пожелания: «Комплименты», «Спящая красавица».
Регулярно проводить занятия и этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи товарища», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и т.д. Чтение произведений В. Осеевой, А. Барто.
Кроме того, необходимо проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. И, конечно в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. То, какими чертами обладает ваш ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений.
Именно родители и педагоги дошкольного учреждения являются первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению.
Научите малыша играть в совместные игры (вспомните классические детские забавы из вашего детства), ведь современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы взрослого.
Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива
Упражнение «Что я люблю, не люблю»
Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много, и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга.»
Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение: — Я не люблю, когда дети в группе … Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе …
Цель — проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников.
Упражнение «Как расположить к себе окружающих»
Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы …
Упражнение «Самооценка»
Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж — некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй — немного лучших; на следующий — еще лучших, а на самый высокий этаж — красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти.
Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога — оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.
Данный факт находит своё подтверждение в словах А.С. Макаренко: «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».
Консультация для родителей:
«Социально — личностное развитие дошкольников».
Андре Моруа: «Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы».
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.
Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка — он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать! Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом. Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке! Правила и последствия должны формулироваться одновременно! Принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть! Дружелюбный тон общения. Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу. Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны — и родитель, и ребенок. Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Ситуации-общения:
«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его», «Малыш плачет, как его успокоить». Два мальчика поссорились – помири их. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми.
Консультация для воспитателей:
«Социализация ребенка в условиях современного мира»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Воспитатель должен выдвигать ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
приобщение детей к сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний;
развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.
Но если все дети разные, то, как возможно одному (пусть даже двум) воспитателю обеспечить им благоприятные условия для развития? В группе из двадцати детей это становится делом, прямо скажем затруднительным.
Дело в том, что право ребёнка на уникальность и индивидуальность, никак не отменяет того простого факта, что он относится к человеческому роду и живёт в обществе. Опытный воспитатель хорошо знает, что все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга. Можно искать (и легко найти) общие черты одного возраста, из одной группы, даже из одного детского сада. И, конечно, есть общие особенности или закономерности в их развитии. Закономерности процессов, протекающих в сфере общения, мы и рассмотрим.
Итак, при педагогической оценке социально-личностных отношений педагог обращает внимание на:
1) самого ребёнка или группу детей в процессе общения
(состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения, те средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации, положение ребёнка в группе сверстников и т. п.)
2) собственное поведение в ситуации общения
(в какой степени педагог учитывает общие закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом использовались и т. п.)
Что такое общение, мы знаем не понаслышке: начиная с рождения, человек живёт среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок, и он хорошо знает и общается с близкими родственниками. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становиться человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.
Поговорка «С кем поведёшься, от того и наберёшься» дает нам представление о том, насколько психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависит от его общения.
По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Кроме того, он выбирает тот предмет общения, который нас интересует.
Но всем нам встречались и люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызывают у нас раздражение, или неловкость, или чувство, похожее на страх; их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчёт, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется. Иногда говорят: «Он хороший человек, но у него плохой характер». Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.
В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать, мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился! » То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.
Конечно, всем известно, какую большую роль в построении собственного стиля общения играют для ребенка его сверстники. Но воспитатель, который знает, как построить процесс общения умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.)
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.
Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) отношениями между воспитателями и детьми
2) отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать взаимоотношения между детьми.
- Между какими детьми существуют хорошие отношения?
- Чем это вызвано?
- Какие дети часто ссорятся между собой?
- Почему это происходит?
- Каких детей часто обижают?
- Почему это происходит?
Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т. п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема эта настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить детей, которые – по первому впечатлению не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут, и следовательно не обращают на себя внимание воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности в общении (отрицательные переживания) не исказили в дальнейшем их развития, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться к помощи специалистов (психолога, невропатолога, психиатра).
Исходя из опыта работы, главную роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, воспитателя по физкультуре, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми у нас разработан план работы с родителями, а для ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.
Важным показателем успешной социализации дошкольников является их хорошее настроение, доброжелательный настрой на общение со сверстниками и взрослыми, умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становиться социально компетентным.
Взрослых часто волнует неконструктивное поведение дошкольников, хотя детей больше интересуют их отношения друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются вдруг и сразу. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, тот факт, что остальные могут чувствовать и думать по-другому.
Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так или иначе, повлиять на окружающих. Они учатся таким способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. А для этого необходимо заботиться, помогать и сотрудничать.
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания, то как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособительное» поведение, в других – самостоятельность ребёнка.
Педагогам следует проанализировать тактику воспитания ребёнка в семье и собственную тактику по отношению к ребёнку. Педагог может, как усугубить негативные тенденции в его социальном развитии, так и в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.
Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка. От рождения до 7 лет взаимодействие со сверстниками проходит ряд этапов развития, каждый из которых имеет важное значение для развития психики ребёнка.
На какие же показатели ориентироваться воспитателю, чтобы правильно оценить социальное развитие ребёнка-дошкольника? Естественно, что для детей разных возрастных групп эти показатели будут разные.
В 3-4 года дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми, успешно действуют под руководством взрослого или совместно с ним, пользуются его помощью, благодарят за оказанную помощь, внимание, обращаются ко взрослому по имени отечеству. Могут занимать себя сами. Контактируя со сверстниками, хорошо себя чувствуют как в большой, так и в малой группе. Соблюдаются элементарные правила поведения, ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У детей начинают формироваться понятия о доброте и зле, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Формируются сведения о семье, её структуре, распорядке, значимых для семьи событиях.
В 4-6 лет у детей закрепляются умения вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваются в разговор взрослых, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбы, вопросы. Они охотно выполняют поручения, и просьбы взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко. Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение со сверстниками, младшими и старшими детьми. У них развиваются способности не к силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Устанавливается социальный статус ребёнка в группе (лидер, предпочитаемый, изолированный).
Как определить уровень социального развития дошкольника
в условиях детского сада?
Используя перечисленные выше показатели можно в условиях детского сада оценить, как происходит социальное развитие ребёнка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и, наоборот определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду.
Как способствовать социальному развитию дошкольника?
- Поддержание дисциплины – процесса научения. Главная цель дисциплины состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.
- Поощрения.
- Личный пример.
- Беседа.
- Проблемные ситуации.
- Игра.
- Совместная деятельность.
- Ситуации из жизни.
- Чтение художественных произведений.
- Не заострение внимания на плохих поступках детей.
- Доброжелательное отношение к детям.
- Прогулки.
Оставить комментарий