Логоритмическое занятие «Космическое путешествие» в подготовительной группе  для детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей г. Красноуральск

 Авторы: Шахмаева В.А, учитель-логопед,

Жбанова М. Б., воспитатель

группы компенсирующей направленности

 

 

Цель: преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи: Коррекционно – образовательные:

  • формировать знания детей о космосе;
  • познакомить детей с планетами Солнечной системы знакомство детей с планетами Солнечной системы, с первыми космонавтами;
  • формировать умение подбирать однокоренные слова;
  • формировать умение подбирать признаки;
  • формировать координацию движения и речи;
  • формировать умение сочетать движение со звуком, слогом, фразой;
  • закреплять умение координировать движения с музыкой;
  • закрепить навыки правильного фонационного дыхания;
  • закрепить умение правильно брать дыхание во время пения;
  • развивать умение совершать коллективные действия: двигаться, петь всем вместе.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику;
  • развивать фонематическое восприятие.
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать дыхание и голос, интонационную выразительность голоса, вокальные способности;
  • развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой;
  • развивать словесно – логическое мышление;

Коррекционно — воспитательные:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать интерес у детей к науке астрономии.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку становятся в шеренгу.

  1. Организационный момент.

Логопед: День сегодня не простой

                             Это в мире знает каждый.

                             Впервые в космос полетел

                              Человек отважный.

60 лет назад, 12 апреля 1961 г., гражданин нашей страны Юрий Гагарин поднялся в космос на борту космического корабля «Восток». Его полет длился 108 минут. Но Юрий Гагарин доказал, что люди могут летать в космос и работать там.

Ребенок читает стихотворение: «Космонавт»

В темном небе звезды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю все глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной!             

В зал входит воспитатель в костюме Звездочёта:

Да, ребята, в космос полетел первый космонавт.

              Космонавт –такого слова не было,

              Среди многих, многих тысяч слов,

              Привезли его на землю с неба

              Летчики Гагарин и Титов.                                  Я. Аким

Логопед: Ребята, а вы знаете, кто летал в космос до Юрия Гагарина? (собаки: Белка и Стрелка, и др. животные)

В космонавты берут здоровых и крепких людей. Летчику-космонавту приходится работать в невесомости, испытывать сильные перегрузки во время старта корабля и его приземления, поэтому космонавты долго тренируются перед полетом. Будем готовиться к полету? На право! Шагом марш!

  1. Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами».

Вот выходит на парад    Дети маршируют по кругу

Наш космический отряд.

Руки в стороны, к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

и наклоны выполняем.

Руки за голову, вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем,

И ничуть не устаем.

Раз – прыжок, два – прыжок

Ногу ставим на носок.

И опять шагаем

Руки поднимаем.

Воспитатель «звездочет»: Я вижу, с физической подготовкой у нас все в порядке. Теперь будем строить ракету.

  1. Основная часть — На чем летают в космос? (На ракете).

— Построим ракету (приготовили руки)

Стихотворение с движениями:

Мы построим, мы построим,   Хлопки ладошка-кулачок

Самый лучший звездолет:

Все проверим, все устроим   Пальцы «колечками»

И отправимся в полет.

Та, та, та, не —  страшна нам высота   Руки вверх

Ете, ете, ете – полетим в ракете.   Руки в стороны

Ты, ты, ты —  все нам видно с высоты.   Приставить ладонь к глазам

Логопед: Теперь мы готовы к полету. Экипажу — занять свои места. Мы готовы к полету.

  1. Фонопедические упражнения: «Ракета»

Проверяем топливо                      дети произносят ш-ш-ш

Открываем и закрываем люки.   Делают glissando на звук (А)

Проверяем радио.                         Короткие и острые звуки (У)

Включаем двигатель.                   Произносят звук (Р)

Логопед: На старт! Внимание!

Дети читают стихотворение:

Мы летим к другим планетам!   И с Большой медведицей

Объявляем вам об этом!            В синем небе встретиться.

Весь игрушечный народ           И мальчишки, и девчонки,

 с нами просится в полёт.          наяву и в добрых снах,

Жмётся заинька к ракете:            Все о космосе мечтают,

 — Полечу я с вами, дети,            О далёких небесах.

На любую из планет,                 В космосе так здорово!

Где волков зубастых нет.          Звёзды и планеты

Мышки-крошки засмеялись:              В чёрной невесомости

— Мы летали, не боялись,           Медленно плывут.

Высота-красота                            В космосе так здорово!

Ни единого кота!                                   Острые ракеты

Даже плюшевый медведь          На огромной скорости

Хочет к звёздам полететь.         Мчатся там и тут!

  1. Упражнения на координацию речи и движения «Полет»

5,4,3,2,1!

Вот мы в космосе летим!

Мы взлетаем высоко,

Мчит ракета быстро.            Дети бегают по кругу друг за другом

Полетим мы далеко

К звездочкам лучистым.

Вокруг звезды мы облетели,      Кружатся вокруг себя

Дальше снова полетели.

Логопед: вот мы и в космосе.

Воспитатель: посмотрите в иллюминатор. Что мы видим?

Дети: Звезды.

Логопед: А что такое звезды?

Дети: Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, такие же как солнце.

Воспитатель: посмотрите какие они яркие! Как их много. И они расположены группами. И они называются? (Созвездия)

Назовите родственные слова к слову «звезда» – звездный, звездочет, звездолет, звездочка, созвездие, звездопад.

  1. Песня – игра: «Звездочки» Слова и музыка М. Картушина (ноты)

Дети встают в два кружка, соединив правые руки.

  1. В небе звездочки блестят, Дети идут по кругу, соединив правые руки

(«звездочка»).

Весело сверкают,

И с ребятами они

Поиграть желают.             Кружась, идут по «орбите»

  1. Ну-ка, звездочки, светлей Легкий бег врассыпную.

На небе засияйте,

Звездную карусель

В небе начинайте. (Говорят.)

Раз-два-раз! Раз-два-раз!           Прыжки на месте.

Созвездье мы найдем сейчас,              находят созвездия.

Дети быстро встают на свои места и образуют «звездочку».

  1. Диалог.

Логопед: посмотрите в иллюминаторы.

Дети: там звездное небо! Что видно на нем?

Логопед: Звезды там светят далеким огнем!

Дети: Только ли звезды на небе сияют?

Логопед: Нет! Среди звезд там планеты блуждают!

Дети: как так блуждают? Дороги не знают?

Логопед: Нет – это кажется, будь то блуждают.

Все они Солнца большая семья.

И под влиянием его притяжения

Вечно творят круговые движения.

Земля: И вместе с ними планета моя –

Та, что зовется планетой – «Земля»,

Та, на который живем ты и я!

  1. Игра: «Планеты стройся» (под музыку «Спейс»)

(стихотворение А. Хайта.»Оодин ребенок – Солнце, а остальные дети —  планеты. На головах шапочки с символами планет. У Солнца пояс с ленточками-лучиками).

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

 Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету,

А за ним уже потом

И девятая планета

Под название — Плутон.

Звучит музыка, дети-планеты, кружатся. Солнце в это время меняет место нахождение. Как только музыка заканчивается, планеты выстраиваются около солнца в нужном порядке.

  1. Упражнения с обручами под музыку. «Скафандр»

Логопед: экипаж – внимание! Мы получили приветствие и приглашение на Луну. А вы знаете, что такое Луна? (Спутник земли) А вы хотите погостить на Луне? Прилуниться на Луну?

Дети: Да!

Воспитатель: Приготовиться!

А теперь мы очень гладко

Все заходим на посадку!

Надеть скафандры!

И.П.: ноги слегка расставлены, руками держать обруч в противоположных точках.

  1. — подняться на носки,
  2. — поднять обруч горизонтально вверх, посмотреть в него – сделать вдох.
  3. — опуститься на всю ступню,
  4. — опустить обруч вниз – выдох.

Надели скафандры, прилунились.

  1. Упражнение на развитие мимических мышц.

Дети встречаются с жителями луны и передают мимикой эмоции.

Сначала они испугались,

очень волновались,

потом они удивились,

и с нами они подружились,

потом они улыбались

и весело с нами смеялись!

Воспитатель: А как же мы будем с ними разговаривать, они же не знают нашего языка? Давайте им покажем упражнения для язычка и научим их говорить. (Дети выполняют упражнения «Часики», «Качели», «Индюки»)

  1. Подвижная игра: «Ждут нас быстрые ракеты»

Хоть и грустно нам,

но пришла пора прощаться

 и на землю возвращаться.

Космонавты по местам!

Старт давайте кораблям.

Дети: 5,4,3,2,1- снова в космосе лети!!!

Дети бегают, по залу изображая космическую ракету.

Воспитатель:

На скорости космической

Лети, летим, летим.

По дому мы соскучились

И встретиться хотим.

Логопед: вот и наша земля! Вот и наши поля!

Здравствуйте моря соленные!

Здравствуйте луга зеленные!

  1. Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!  Пальчики здороваются, начиная с большого пальца.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!           Переплетают пальчики «замочком» и поднимают руки над головой.

Воспитатель: наше большое космическое путешествие закончилось.

  1. Итог.

Логопед: (Сюрпризный момент) С нами в космическом корабле прилетела на Землю «Звездочка» со сладкими кристаллами.. (Дети получают сладкий сюрприз).

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*