Мастер-класс Тарелка, декорированная в технике декупаж, с применением эффекта кракле на тему «Весна в окно стучится…»

Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Жемчужина»

Автор: Сердюкова Ирина Алексеевна,

инструктор по труду

«Опять весна, опять цветы,

 опять сбываются мечты…»

Мастер-класс

Тема: Тарелка,  декорированная в технике декупаж с применением эффекта кракле на тему «Весна в окно стучится…».

Целевая аудитория: воспитанники Центра в возрасте 14-15 лет.

Цель: ознакомление  с  технологией работы с однокомпонентным средством для кракелюра,  использование данной техники  для декорирования тарелки,  развитие творческих способностей воспитанников.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с технологией работы с однокомпонентным средством для кракелюра – кракелюрным лаком,  использование данной техники  для достижения эффекта старения при декорировании;
  • научить декорировать тарелки, используя технику декупаж с применением эффекта кракле;

Развивающие:

  • развивать художественный и эстетический вкус;
  • развивать творческие способности, фантазию, воображение;
  • развивать аккуратность при работе с мелкими элементами;
  • развивать пространственное воображение, умение сочетать цвета;
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • прививать интерес к созданию креативных поделок;
  • воспитывать чувство вкуса, усидчивость,самостоятельность.

Форма проведения: мастер-класс.

Вид мастер-класса: формирование новых знаний.

Оборудование: экран, слайд проектор, ноутбук для показа презентации.

Материалы и инструменты:

  • Тарелки плоские из прозрачного стекла.
  • Кисти плоские.
  • Клей ПВА.
  • Гуашь белая.
  • Акриловые краски.
  • Салфетки трехслойные весенней тематики.
  • Стаканы непроливайка.
  • Губка хозяйственная.
  • Палитра для смешивания красок.
  • Лоскут трикотажный для обезжиривания тарелки и  вытирания кистей.
  • Лак (клей) для декупажа.
  • Кракелюрный лак.
  • Лак глянцевый акриловый универсальный (спрей).
  • Ножницы.
  • Средство для мытья стекол.

               План проведения мастер-класса

1.Теоретический этап:

  • Ознакомление с целью и задачами.
  • Краткое знакомство с технологией работы с однокомпонентным средством для кракелюра.

2.Практический этап:

  • Совместная работа с воспитанниками, демонстрация работы по декорированию тарелки.
  • Подведение итогов мастер – класса.

Ход мастер-класса:

Вводная часть:

1.Приветствие. Сообщение темы и задач.

2.Инструктаж по технике безопасности:

Техника безопасности при работе с ножницами.
1.Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. 
2.Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставке). 
3. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы
4. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. 
5 Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. 
6. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу. 

 

Техника безопасности при работе с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться кисточкой, если это требуется. Можно использовать клей ПВА в бутылочке с небольшим отверстием, чтобы выдавливать небольшое количество клея.
2. Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом.

Техника безопасности при работе с лаком.

1. Работать в проветриваемом помещении!
2. При работе с лаками, растворителями, использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.
3. При работе с лаком стол закрывать клеенкой или бумагой.
4. Банку с лаком необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
5. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
6. По окончании работы, лаки, растворители закрыть; вымыть кисть от лака, вымыть посуду (или выбросить), проветрить помещение.

 

Основная часть:

  1. Рассказ с использованием презентации.

Краткое знакомство с технологией работы с однокомпонентным средством для кракелюра.
  Сегодня мы знакомимся с новой техникой  — кракле. Техника кракле придает изделиям старинный вид, создавая эффект декоративного растрескивания поверхности. Применяется для декорирования самых разных вещей от масляной живописи до предметов интерьера (шкатулок, посуды, мебели, светильников и тому подобного). (Слайд № 1)

  Технология  работы с однокомпонентным средством для кракелюра следующая:

  • Декорируемую поверхность покрывают акриловой краской или оставляют ее исходный цвет и фактуру; (Слайд №2)
  • Поверх высохшего слоя краски кистью наносят прозрачное средство для кракелюра – кракелюрный лак и оставляют для подсыхания. Если средство для кракелюра пересушить, то трещины могут не получиться. (Слайд №3)
  • Самая ответственная процедура – нанесение второго слоя краски. Цвет верхнего слоя краски может быть любым, но не должен совпадать по цвету с исходным первым слоем. Нужное состояние определяется методом проб. Наносить второй слой нужно кистью или губкой, при этом трещины будут отличаться по форме. По мере подсыхания второго слоя краски и будут появляться трещины, через которые будет виден нижний слой. Размер и глубина трещин регулируются слоем нанесения кракелюрного лака и временем высыхания. Направление трещин определяется направлением   мазков верхнего слоя краски. (Слайд №4)

   Использование различных техник, таких как золочение, состаривание (браширование, кракле, шебби), художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор в творчестве и исполнении. (Слайд№5)

  Освоить эту технику  по силам каждому, нужно только постараться.

 2.Вопросы для контроля и усвоения теоретических знаний:

  -Какую  технику  выполнения  вы узнали?

  -Для чего применяется данная техника? Для каких изделий  может    использоваться?

  1. Физминутка.
  2. Практическая работа по декорированию тарелки в технике декупаж с применением эффекта кракле.

  Педагог: «Заканчивается зима, скоро растает снег, на полянах и проталинах начнет пробиваться нежная зелень травы,  набухнут почки на деревьях, появятся  первоцветы: нарциссы, примулы, тюльпаны, анемоны. Настроение становится солнечным, хочется улыбаться! Тему нашего мастер-класса  нам подсказал Международный конкурс поделок «Весна в окно стучится…».

 Сегодня мы постараемся передать  весеннее настроение в своих работах.                    

На занятии мы с вами научимся декорировать тарелку в технике декупаж с использованием эффекта кракле.  

  И поэтому сегодня, я предлагаю вам создать оригинальную декоративную тарелку, выполненную в технике декупаж на весеннюю тему.

  Для работы нам понадобятся следующие материалы: (перечисляются инструменты и материалы).

  Итак, принимаемся за творчество!»

Шаг 1: Обезжиривание поверхности.

Перед началом работы, поверхность тарелки необходимо  обезжирить. Это можно сделать средством для мытья стекол.  Нанесем немного средства на мягкий  трикотажный лоскут  и протрем всю поверхность.

 

Шаг 1: Грунтование поверхности, сушка.

     Грунтуем поверхность тарелки обязательно, используя  спонжик из обычной хозяйственной губки. Грунтовать можно: специальным грунтом, приобретенным в специализированном магазине, или составом смеси белой акриловой краски  и клея ПВА в равных пропорциях. Если позволяет время, сушим около  часа до полного высыхания, нет времени, используем для  быстрой сушки фен.

Шаг 3: Выбор салфетки. Технология выполнения эффекта кракле: Тонирование основы акриловой краской, сушка.

  Выбираем салфетку с понравившимся рисунком заданной тематики. Это могут быть весенние цветы: нарциссы, тюльпаны, сирень.  Для получения эффекта старения, мы будем использовать технику кракле. Для этого выбираем  акриловую краску потемнее, но сочетающуюся по цветовой гамме с выбранными фрагментами салфетки, или используем смесь красок, так как эта краска будет видна в микротрещинах при нанесении кракелюрного лака. Наносим выбранную краску на рамочку спонжем, как бы промакивая,  чтобы полностью закрыть белую грунтовку, сушим около часа или феном до полного высыхания.

Шаг 4: Технология выполнения эффекта кракле: Нанесение кракелюрного лака, сушка.

Наносим широкой плоской кистью кракелюрный лак, делая мазки в одном направлении, покрывая всю поверхность тарелки. Сушим 40-50 минут.

Шаг 5: Технология выполнения эффекта кракле: Нанесение светлого слоя акриловой краской, сушка.

Теперь подбираем или смешиваем акриловую краску для верхнего слоя, также соблюдая цветовое решение, согласно выбранной салфетке. Наносим широкой плоской кистью акриловую краску, делая мазки в одном направлении, покрывая всю поверхность тарелки. На поверхности сразу начинают появляться трещины, в которые видна темная краска первого слоя. Хорошо просушиваем полученную потрескавшуюся поверхность  40-50 минут.

Шаг 6: Подготовка выбранной салфетки к наклеиванию.

Теперь отрезаем от салфетки выбранную часть с рисунком. Вырезаем нужные фрагменты рисунка, аккуратно  расслаиваем салфетку, отделяя верхний слой с картинкой.

Шаг 7:  Наклеивание фрагментов салфетки на тарелку.

Теперь  накладываем вырезанный мотив в центре  тарелки,  быстро и аккуратно приклеиваем декупажным лаком, разглаживая плоской   кистью замины на салфеточном мотиве. Это нужно  делать осторожно и быстро. Если наша тарелка будет слишком долго подвержена воздействию клея,  можно повредить кракелюрный слой. Ждем, когда салфетка высохнет.

Шаг 8:  Нанесение декоративной цветной каймы на края   тарелки.

Выполним по краю тарелки декоративную  кайму, подобрав акриловую краску, сочетающуюся с рисунком на приклеенной салфетке. Краску нанесем губкой, сохраняя  светлый цветовой круг внутри. Хорошо просушим краску.

Шаг 9:  Нанесение   глянцевого акрилового универсального лака для фиксации красок на   тарелке.

Для закрепления красок на поверхности тарелки используем  лак глянцевый акриловый универсальный (спрей), распыляя его по поверхности равномерным слоем. Просушиваем в хорошо проветриваемом помещении.

  1. Подведение итогов мастер-класса.

Педагог: «Сегодня вы познакомились с  новой   техникой работы с однокомпонентным средством для кракелюра, которую можно сочетать с техникой декупаж.  Научились декорировать тарелку, используя технику декупаж и эффект кракле. А теперь предлагаю поместить ваши работы на подставки для декоративных тарелок  и  посмотреть, что у нас получилось!            Мне кажется, вам удалось передать в своих работах весеннее настроение, показать при помощи красок и цветочных мотивов пробуждение природы от зимней спячки! Я думаю, вы смогли выполнить работы, соответствующие заданной теме».

6.Рефлексия.

Педагог: «Понравился вам мастер-класс? Где вы сможете использовать навыки и умения, приобретенные на занятии?» ( Девочки  высказывают свое мнение о форме проведения занятия, чему они научились, где могут применить  знания, полученные на мастер-классе).

Педагог: «Вы большие молодцы, спасибо  за творческий процесс, надеюсь,  вы  получили положительные эмоции и удовлетворение от сделанных работ. Предлагаю   фотографии ваших работ  отправить для  участия в  международном конкурсе  поделок «Весна в окно стучится…». Надеюсь, они будут оценены  и отмечены международными экспертами, входящими в состав жюри конкурса».

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*