Методическое совещание для педагогов «Индивидуализация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 111   г. Пензы «Оленёнок»

Автор: Юдина Светлана Владимировна

Воспитатель

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также его жизнедеятельности.

         Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в группе. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть, как положительным, так и отрицательным.

 Помещения нашей группы разделено на Центры активности (небольшие суб-пространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей.

         Развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на ребенка, также способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности, выбирают развивающую игру или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха.

         Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, чем более индивидуально я подхожу к каждому ребенку, тем более эффективна моя работа. Во время работы в центрах, я предоставляю им возможность самостоятельно действовать, наблюдая за ними со стороны. Я стараюсь помочь в их деятельности и не руководить ею, так как это может затормозить творчество и фантазию.

         Создание условий для индивидуализации в РППС

         Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Мы наблюдаем за действиями детей и делаем для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время можем предложить детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажем прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

 С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкультуры. В группе работает «Центр психологической разгрузки».

         «Центр психологической разгрузки» — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение всего дня.

Материалы для уголка подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

  • Для психологической разгрузки воспитанников;
  • Для формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе;
  • Для обеспечения эмоционального комфорта детей с ООП (тревожных, гиперактивных, агрессивных)

Так, например, наличие в группе уголка уединения позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать. Спрятаться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию помогают подушки для битья. Разнообразные волшебные предметы: палочка, шляпа волшебника, корона, помогают совершать чудесные превращения, позабыв про негатив, а кукла- подружка пережить тревогу и личные переживания.

Таким образом, в центр психологической разгрузки входят следующие зоны и оборудование:

Зона психологической разгрузки:

  • Уголок уединения. Он выполнен в виде дуги с подвешенными на ней разноцветными атласными разноцветными ленточками (сухой дождь), там полутемно, тесновато и комфортно. Это место где нужно отсиделся, успокоится, а потом снова включиться в общую суету.

— «Сухой дождь». Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств.

— Мягкое кресло. Например, игра «Волшебное кресло», для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы используем эту игру. Грустному ребенку предлагаю присесть на кресло, а остальные дети по очереди подходят к волшебному креслу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.

— Телефон для игры «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней.

  • «Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей.

«Почетный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

  • «Водяные часы»: дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями. В пластиковые бутылочки наливается гель для душа, добавляется бисер. Дети любят наблюдать, как при переворачивании по гелю медленно бежит вверх пузырь воздуха, а вниз медленно-медленно падают бисеринки.
  • Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме:

— Боксерская груша – снятие агрессии;

— «Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

— «Стаканчик настроения» — когда сердится, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели;

— Мишени – один из приемов выражения агрессии;

— «Подушка злости»;

— «Агрессивны колючий коврик» дает детям представление о том, какие они колючие, когда злятся. (Нужно потопать по коврику и злость пройдет.

— Набор бумаги для разрывания или листки – гнева.

  • Обучение детей владеть собой в различных ситуациях, приемам само-регуляции:

— «Цветные клубочки». Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток – успокоить расшалившихся детей, так же разматывая клубочки, дети овладевают приемом само-регуляции, развивается мелкая моторика.

— «Коробочки добрых дел» — у каждого ребенка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчета результатов.

— «Мешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью самомассажа – растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

— Дидактические игры «Собери бусы», «Найди игрушку» берут на себя функцию умиротворения.

  • Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр:

— Игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных фото показать свое настроение.

— «Подушка примирения».

— «Коробочка примирения».

— «Остров примирения». «Остров эмоций» помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом.

 — «Чудо-пальма». Дети раскладывают по-своему усмотрению различные фигуры на «песке» у пальмы. Это занимательное упражнение поможет ребенку избавиться от плохого настроения. «Пальма настроений».

  • Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей: Стенд «Герой дня»; «Сонные игрушки»; «Подушка сплюшка» — снятие тревожности.
  • Уголок «Волшебный остров». Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

— Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Мои чувства». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если я вижу, что ребенок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаю ребенку поиграть в ту или иную игру.

  • Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде; «Твистер»; «Гусеница».

— Игра «Твистер». Да, игра американских детей невероятно увлекла наших детей, с превеликим удовольствием, сопровождающимся визгом и самыми невероятными позами, почти ежедневно расстилающих клеенку с цветными пятнами на полу и крутящими стрелку. Три игрока, выполняющих задания, постоянно окружены плотным кольцом жаждущих своей очереди поиграть. Тесное переплетение рук и ног сплачивает детей и позволяет им быть ближе друг к другу.

  • Волшебные предметы: шляпа волшебника, волшебная палочка, короны, медаль. Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
  • «Зеркало моего настроения». Если у ребёнка плохое настроение, он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится.
  • Массажные мячики-«ежики». Я обучаю детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
  • Пальчиковый театр. Направлен на формирование уверенности в себе, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Следует не забывать про необходимые функциональные критерии:

  • наличие материала по потребностям (для агрессивных, тревожных, гипер-активных детей)
  • эстетичность и оригинальность оформления (пространство не терпит вызывающих красок, всё должно быть в спокойном, постельном тоне)
  • авторская идея, творческий подход.

Практические задание для педагогов.

Педагогам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях организации РППС в группах.

1 КОМАНДА (младший дошкольный возраст).

  • Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …
  • Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль … деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответы:

  • Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
  • Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 КОМАНДА (средний дошкольный возраст).

  • Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать…, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
  • Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей….
  • Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного…. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответы:

  • Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
  • Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
  • Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 КОМАНДА (старший дошкольный возраст).

  • В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя…. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
  • Развивающая предметно — пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься… делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
  • Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие …: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответы:

  • В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
  • Развивающая предметно — пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
  • Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Итог:

Широкое использование разнообразных материалов и оборудования в уголке психологической разгрузки группы способствует своевременному социальному развитию, формированию эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста. Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Группа индивидуальна и своеобразна. Мы наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

         Создание в группе условий, способствующих индивидуализации и позитивной социализации дошкольников, их личностного развития. Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы сможем обеспечить нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Вывод.

Индивидуальная работа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*