Автор: воспитатель Куликова Н.А.
Цель: Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
— упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
— закрепить порядковый счет от 1 до 5.
— закрепить понятия «слева», «справа», «посередине», «сверху», «снизу».
— закрепить понятия «меньше», «больше», «на сколько».
— учить детей составлять образ из геометрических фигур; собирать целое из частей.
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.
Воспитывающие:
Воспитывать любознательность, интерес к занятиям математикой. Формировать товарищеские взаимоотношения.
Форма организации: коллективная, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.
Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, показ, беседа, вопросы, игра с манкой, обобщение, подведение итогов.
Предварительная работа: С детьми — Д/И «Геометрическое лото», разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики. Игры с разрезными картинками.
Для занятия – изготовление карточек для занятия, главного героя – Математик, подготовка призов медалей для детей.
Раздаточный и демонстрационный материал: Главный герой – Математик, карточки с заданиями на каждого ребенка, разрезная картинка – Солнышко, «мольберт» (коробка) с манкой (песком).
Структура занятия:
- Организационный момент. Хороводная игра.
- Игровая ситуация, мотивация – приглашение в гости к Математику в страну геометрических фигур.
- Игра разминка – разрезная картинка.
- Дидактическая игра «Назови геометрические фигуры и сосчитай, обозначь цифрой».
- Задание «Сравнение множеств».
- Логическая задача «Ориентировка на листе бумаги».
- Физкультминутка.
- Пальчиковая гимнастика.
- Рисование фигур на манке.
- Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Организационный момент. Хороводная игра.
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!
(Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения)
Игровая ситуация.
— Ребята, мне сегодня позвонил мальчик – Математик (Приложение 1) который живет в волшебной стране геометрических фигур. Ему очень скучно одному и он приглашает нас к себе в гости. Математик слышал, что вы очень послушные, умные и сообразительные и очень хочет с вами познакомиться.
— А вы хотите познакомиться с Математиком? Ну что же отправимся в страну геометрических фигур? (ответы детей)
- Основная часть.
Приглашаю всех детей
В путь отправиться быстрей
Ждут вас испытания
Сложные задания.
(Воспитатель с детьми подходят к столу)
— На столе лежат фигуры, вам надо дружно собрать солнышко. (Приложение 2).
— Молодцы, ребята, с этой задачей дружно справились, солнце нам улыбнулось и покажет нам дорогу к Математику.
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся, глаза закроем, скажем «Ах» и окажемся в гостях».
(Дети занимают свои места).
— Вот мы и оказались в гостях у Математика. (Показ картинки).
— Математик желает с вами поиграть и проверить ваши знания о геометрических фигурах. Поработаем вместе?
Дидактическая игра «Назови геометрические фигуры и сосчитай, обозначь цифрой». (Приложение 3)
— Ребята, давайте вспомним прямой и обратный счет от 1 до 5.
— Слушайте загадку от Математика:
Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок
Ой, смешной какой ты
Наш комочек…(желтый).
— Найдите на столе желтую карточку и назовите геометрические фигуры и сосчитайте, на второй…
— А теперь к каждой карточке приложите соответствующую цифру.
(Самостоятельная деятельность детей).
— Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Математик очень рад и дает нам следующее задание.
«Сравнение множеств». (Приложение 4)
— Слушайте следующую загадку:
Такого цвета море, иней,
И небо тоже. Это… (синий)
— Ребята, кто догадался, какую карточку надо найти?
— Возьмите синюю карточку с геометрическими фигурами (такая же карточка большим размером на доске у воспитателя), назовите их. Каких фигур больше?
— Каких фигур меньше?
— На сколько кругов больше, чем треугольников?
(Ответы детей: круги и треугольник. Кругов больше, чем треугольников. Кругов больше на два).
— Теперь внимательно смотрим на вторую карточку. Перечислите, какие геометрические фигуры вы видите.
— Каких фигур больше?
— Каких фигур меньше?
— На сколько квадратов больше, чем овалов?
(Ответы детей: квадраты и овалы. Квадратов больше, чем овалов. Квадратов больше на один).
— А теперь ниже на синей карточке найдите пять карточек, вам надо сосчитать и нарисовать столько точек, сколько изображено геометрических фигур.
(самостоятельная деятельность детей).
— Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились на отлично.
«Ориентировка на листе бумаги». (Приложение 5)
— Слушайте еще одну загадку от Математика:
У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает…(белый).
— Ребята, какой будет следующая карточка? (белая).
— А теперь слушаем следующее задание. Назовите, что изображено в левом верхнем углу? (заяц).
— В середине? (мяч)
— В правом нижнем углу? (домик).
— В левом нижнем? (пирамидка)
— В правом верхнем? (мишка)
— А теперь возьмите красный карандаш и нарисуйте треугольник между зайцем и мишкой.
— Между пирамидкой и домиков желтый круг.
— Слева от мячика – синий квадрат.
— Справа от мячика – зеленый прямоугольник.
— Молодцы, ребята, Математик очень рад, что вы хорошо ориентируетесь и правильно выполнили это задание.
— Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимешь руки.
(Картинка)
Сколько елочек зеленых,
столько выполни наклонов.
(Картинка)
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас.
(Картинка)
Столько раз сейчас подпрыгнешь,
Сколько пальчиков увидишь.
(Показ)
Столько ножкой ты притопнешь,
Сколько хлопну я в ладоши.
(Хлопки)
— Садитесь, перед тем как приступить самому интересному заданию от Математика, мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.
«Упражнение -игра с манкой». (Приложение 6).
— Ребята, перед вами «мольберт» (коробка, поднос..) с манкой. Математик предлагает поиграть. А что мы будем рисовать, вам надо по загадке нарисовать рисунок.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки-
Кто же я? (треугольник).
— Вам надо нарисовать из трех треугольников елочку. (Можно предложить схему. Приложение 6).
— Молодцы, ребята. Вы отлично справились и с этим заданием.
Математику очень понравилось, как вы старались и отвечали на вопросы. За ваше трудолюбие Математик вам дарит медальончики. (Приложение 7).
— Теперь нам пора возвращаться обратно. (Дети покидают свои места, возвращаются на ковер).
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся, глаза закроем и в детский сад вернемся».
- Заключительная часть. Рефлексия.
— Ребята, где мы побывали сегодня?
— С кем мы познакомились?
— Что вам больше всего понравилось?
— В какую игру вам хотелось бы поиграть еще раз?
Приложение
Оставить комментарий