Проект «Русская изба»

Автор- Макшанова Татьяна Анатольевна

Воспитатель  МБДОУ №110 г.Пенза  «Страна чудес»

Группа : старшая

Возраст: 5-6 лет.

В представленном краткосрочном проекте «Русская изба» была поставлена цель: познакомить детей  с особенностями строения русской избы и  убранства комнат в русской избе.

Данная работа (проект) будет полезна  для воспитателей ДОУ при организации проектной деятельности с воспитанниками старшей группы детского сада , а также для родителей детей дошкольного возраста.

Введение

Проектный метод в обучении дошкольнтков является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитиесвободной творческой личности. Он  дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на познание устройства мира ( вещей, явлений,которые находятся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследоватеьской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы:зачем? поче-му? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Дети в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности расширяют свои представления о мире, а также овладевают основополагающими культурными формами познания.

В процессе познавательно- исследовательской деятельности у детей развиваются внимание, мышление, речь, появляется интерес к окружающему миру, наблюдательность, аккуратность.

Цель проекта: познакомить детей  с особенностями строения русской

избы и  особенностями убранства комнат в русской избе.

Тип проекта: исследовательско- творческий, средней продолжительности

 (1 месяц), интегрированный.

Задачи проекта: расширять представление детей о жилых постройках

русского народа,

познакомить детей с особенностями убранства комнат в русской избе; с пословицами, поговорками ,загадками, закличками, сказками русского народа;

расширять представление детей о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства;

подвести к пониманию символики украшений жилища, предметов домашнего обихода;

поддерживать постоянный интерес к устному народному творчеству, обогащать речь детей, пополнять словарный запас детей новыми словами;

стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различи, связей вещей и влений;

развивать познавательную инициативу  (любознательность),

вызвать интерес к жизни русского народа , желание больше узнать .

воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.

Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс

Этапы:

  1. Составление плана-схемы проекта
  2. Погружение в проект (Приложения)
  3. Практическая часть (альбом «Русская изба», рисунки и поделки детей, конспект комплексного занятия «Убранство русской избы»)
  4. Презентация проекта «Русская изба и ее убранство»

План- схема проекта «Русская изба»

ЦЕНТР ПОЗНАНИЯ

  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по русской избе»
  • Беседа «Что такое русская изба»
  • Занятие по ознакомлению «Как строили дом на Руси»
  • Выставка «Старинные предметы домашнего быта»- познакомить

детей с предметами старины (люлька, сундук, чугун, ухват и др.) 

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

  • Подвижные игры «Перенеси картошку на ложке», «Передай скалочку», «Чеоночок», «Петухи», «Ворота», «Заплетись плетень», « Заря-заряница»
  • Хороводные танцы «Светит месяц», «В огороде бел козел»
  • Пляски

ЦЕНТР КНИГИ

  • Рассмотрим книги, иллюстрации по теме «Русская изба»
  • Загадывание загадок о русской избе и ее убранстве
  • Чтение русски народных сказок, былин, стихов, закличек, частушек, колыбельных песен
  • Составление рассказа по картинкам «Что это и для чего нужно?»
  • Заучивание пословиц и поговорок

ЦЕНТР ИГРЫ

  • Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»
  • Игры – драматизации: «Теремок», «Лиса, котик и петух».
  • Викторина. «Не красна изба углами, а красна пирогами»

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ

  • Аппликация «Бабушкина избушка»
  • Нарисуем то, что видели в русской избе
  • Лепка «Кухонная посуда в русском жилище»
  • Рисование «Самовар»
  • Аппликация «Лоскутное одеяло» 

Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду»

Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления

детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.

В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоя

щие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Лю

бой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В работе по созданию мини-музея можно  выделить несколько этапов:

  • Обозначение темы, согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ, с актуализацией на развитие познавательной активности воспитанников.
  • Привлечение детей и родителей к пополнению коллекции экспонатов мини-музея по теме, с последующим совместным изготовление экспонатов.
  • Изучение экспонатов (составление описательных рассказов по теме, опираясь на экспонаты, развитие творческих способностей путём изображения данных экспонатов на листе бумаге, придумывание загадок и сказок по тематике, отображение в театральной деятельности и др.).
  • Самостоятельная деятельность детей в мини-музеи (рассматривание, исследование, работа в парах, игры с экспонатами). Организация различных выставок детских работ, выполненных совместно с взрослыми.
  • Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей (в данной ситуации дети пробуют себя в роли экскурсовода).
  • Совместные мероприятия с родителями по заданной теме (праздники, конкурсы, развлечения).

Работая по данной теме, обратила внимание на то, какое бесценное влия

ние оказывает музей на воспитание дошкольников: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательно-исследовательских способностей. Дети узнают интересные факты об исторических событиях, об истории происхождения предметов старины; у них развиваются тактильные ощущения, так как они могут потрогать, поиграть, поэкспериментировать с объектами мини-музея. При создании детьми музейных экспонатов, развиваются творческие способности, фантазия, воспитанники с огромным интересом создают поделки, очень любят демонстрировать их при проведении экскурсий, делятся опытом со сверстниками.

Словарь

( как объяснить детям непонятные слова)

Амбар — Строение для хранения зерна, муки, припасов,

Венец — четыре скреплённых брёвен, образующих   один ярус сруба.

Горница — чистая половина крестьянской избы, как гостиная

Зодчий  — строитель, архитектор.

Изба — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности 

Изгородь — лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).

Клеть  — отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк —  украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.

Кочерга — толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящей печи.

Коромысло  — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер на плечах

Кровля — покрытие крыши.

Лемех — фигурная дощечка (наподобие черепицы).

Лобовая доска  — крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька  — кроватка для младенца.

Матица — мощная балка, к которой крепится потолок. Матица  скрепляет отдельные потолочные бревна.

Наличник — узоры на деревянных дощечках, расположенные  вокруг окна.

Околица  — улица в деревне и местность вокруг поселения.

Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Очелье  —  расположено в верхней  части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость.

Палати на печи  —  самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце  — один из элементов украшения деревянной избы.

Плотник —  тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой зданий.

Порог —   деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.

Печь —  для приготовления пищи и обогрева помещений.

Резьба – один  из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Розетка — декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.

Рубленая изба — деревянный срубный (бревенчатый) жилой.

 Сени —  пристройка к деревенскому дому. 

 Сруб — стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар — устройство для кипячения воды и приготовления чая. 

Ставня  — деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват — приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов —  железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Хлев — Помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы. 

Чугунок  — металлический горшок для приготовления пищи в печи.

Русские народные подвижные игры

Игра «Заплетись, плетень!»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

  • Заяц, заяц не войдет
  • В наш зеленый огород!
  • Плетень, заплетайся,
  • Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес,осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

  • Не войдет и другой раз,
  • Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

 «Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Русские народные пословицы и поговорки

Своя избушка — свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом  — моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом  — сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива —  хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка — родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки  — изба.  

Изба детьми весела.  

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор — забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

 Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички — розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Когда в печи жарко — тогда и варко.

Итоги проекта.

К окончанию проекта «Русская изба» дети старшей группы

 получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы,

о ее устройстве и убранстве, 

познакомились со старинными предметами домашнего обихода;

 обогатили словарный запас названиями предметов русского быта;

дошкольники приобщились  к истокам традиционной культуры,

поняли и приняли народные игры, обычаи, традиции;

участвовали вместе с родителями в  мини-выставке «Русская изба».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*