Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности

Слайд 2: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….” В. А. Сухомлинский      

                                                         

Слайд 3: п.2.6. ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

 

Слайд 4, 5: Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности? Прежде всего через слушание и восприятие классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика), это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т.д.) Можно не беспокоиться о том, что классическая музыка слишком сложна для ребёнка: на то она и «классическая», чтобы быть по душе любому слушателю.

Слайд 6,7: Через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире.

Слайд 8: На праздниках и развлечениях в нашем детском саду дети знакомятся с произведениями народного искусства (потешки, загадки, сказки, песни, хороводы и т. д., изделия народного, декоративно – прикладного искусства.). Эстетическое воспитание в детском саду в процессе музыкальной деятельности так же осуществляется в процессе ознакомления детей с природой, разными видами искусства и активного включения детей в разные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Слайд 9: На музыкальных занятиях дети приобщаются к сюжетным музыкальным играм. Учатся перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Сюжетные музыкальные игры способствуют развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит важный петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают скворушки и т. д.

         Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей  представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.

Слайд 10, 11: Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

      Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

 Слайд 12: Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей (импровизация типа «Дождик» «Листики», «Снежинки» и т.д.),

Слайд 13: способствует развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки, журчит ручеёк и т. д.) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лиса, сердитый волк и т. Благодаря таким музыкально – игровым упражнениям дети развивают в себе способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в различные явления природы, замечать их динамику, форму, цвет, развивают эстетическое восприятие, дети учатся созерцать красоту окружающего мира.

Слайд 14: Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который должен организовывать свою работу, прежде всего  с учетом интересов и потребностей каждого ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание направленно не только на развитие каких-либо способностей, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, методы должны быть едины  по своей направленности и обеспечивать в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.

Слайд 15: Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки.

Практическая часть:

Использование приема  «Поэтическое музицирование»  по системе К. Орфа

Предлагаю текст стихотворения и набор музыкальных инструментов. Ваша задача: подобрать музыкальный инструмент на каждые две строки стихотворения.

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром:  (Барабан)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом:                ( Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду:           (Маракасы)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум!              (Ложки, кастаньеты)

А сороки от испуга

Растрещались по округе:             (Трещётка)

Гром ударил ещё раз :                  (Барабан)

И затихло всё тот час.

Педагоги подбирают музыкальные инструменты, музицируя, цитируют стихотворение.

Вопрос к участникам: чему способствует данный прием?    (развитие звукотворчества, умение взаимодействовать друг с другом, взаимосвязь речи  движения и музыки)

Предлагаю вам озвучить музыкальными инструментами следующее стихотворение: звучит пение птиц (природа)

 

«Что за волшебная Весна!

Откуда в ней так много силы?

Едва очнувшись ото сна,

Она природу пробудила.

Волшебной палочкой взмахнув, (палочка — свистулька)

Она сугробы растопила

И сразу же, не отдохнув,

Ручьям дорогу проложила (ручей — металлофон)

Потом, как будто дирижёр,

Она учила петь капели (капель — колокольчики)

И их весёлый, звонкий хор

Поёт которую неделю.

И солнцу жарче греть велела,

Дала лучей ему взаймы,

И сразу всё зазеленело,

Как будто не было зимы.

Дождём все улицы умыла,

Из-за морей вернула птиц. (птицы — дер. ложки, трещотки, костаньеты.)

Ведь как без них зимой уныло!

А нынче – радость без границ!

Так, даже не присев с дороги,

Весна трудилась день – деньской

И мишка вышел из берлоги, (лист бумаги, шелестящий пакет)

И зажужжал пчелиный рой. (маракасы)

И воздух чист, и даль ясна!

Поёт природа, оживая.

— Да, ты – волшебница, Весна!

Теперь мы это точно знаем!»

Использование вышеуказанных звуковых и наглядных материалов позволяет заинтересовать детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала о природе родного края, о растительном и животном мире, а также формируется высокая творческая активность детей.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*