Семинар-практикум «Повышение профессионально-педагогического мастерства в направлении краеведческой работы в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №111 г. Пензы «Оленёнок»

Автор: Гончарова Мария Владимировна

 Цель: Распространение педагогического опыта, совершенствования системы повышения профессионального мастерства педагогов в краеведческом направлении.

Задачи:

  1. Выявить у педагогов знания по данному вопросу.
  2. Пополнить их знания о родном крае
  3. Развивать познавательный интерес.

Ожидаемый результат: Повышение уровня знаний педагогов о родном крае, использования их в педагогической практике.

Ход семинара-практикума

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, местного население, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой края, области или республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к ним, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

         Задачи краеведческой работы:

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

  1. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
  2. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
  3. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

  1. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Знакомство детей с родным краем (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей страны. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко оставляют в памяти человека глубокий след на всю жизнь.

Родители имеют недостаточно знаний о своём крае, не уделяют нужного внимания данной проблеме, считая её неважной, поэтому дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке, городе, крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать в детях уважительное отношение к Родине, поэтому одним из первых условий успешной краеведческой работы в детском саду будет глубокие знания истории своего края, владение методикой его изучения.

Вторым условием – систематическое использование краеведческого материала во всех видах деятельности с детьми. (занятия, игры, прогулки, экскурсии, проблемные ситуации, проекты, акции природоведческого характера, индивидуальная работа, труд, эксперименты и т.д.). Знакомить детей с родным краем можно на протяжении всего дня, во всех режимных моментах.

Также важным условием успешной работы по краеведению является перспективное планирование краеведческой работы во всех возрастных группах с учётом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей.

Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом; в группах детей старшего дошкольного возраста — уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей — вот начальное звено воспитания. Необходимо учить детей уважать и сохранять семейные традиции, знать свою родословную, чтить старшее поколение.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем необходимо опереться на следующие принципы:

  1. Принцип историзма. Этот принцип реализуется путем сохранения хронологического порядка явлений, которые описываются, и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (которое было давным-давно) и настоящее (происходящее в наши дни).
  2. Принцип гуманизации. Он подразумевает мастерство воспитателя встать на сторону ребенка, принять во внимание его точку зрения, не оставить без внимания его чувства и эмоции, видеть в ребенке равноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  3. Принцип дифференциации. Этот принцип заключается в формировании подходящих условий для самореализации каждого ребенка дошкольного возраста в процессе овладения знаниями о родном крае и городе с учетом возраста, пола ребенка, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и накопленного опыта.
  4. Принцип интегративности. Данный принцип реализуется в совместной работе с семьей, музеем, библиотекой, выставочным залом и т.д.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Я предлагаю всем закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его. Я предлагаю вам принять участие в викторине «Край мой Пензенский» показать свои знания, эрудицию, смекалку и находчивость.

В качестве разминки предлагаю задание «Мой город». Вам необходимо придумать слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города.

П      Е       Н      З       А

Задания викторины:

— Как называется регион, в котором мы живем?

— Назовите дату образования Пензенской области.

  1. 4 февраля 1929 г.
  2. 4 марта 1939 г.
  3. 4 февраля 1939 г.

— Назовите крупные города Пензенской области?

— Сколько районов в Пензенской области?

  1. 29
  2. 25
  3. 27

— Флаг Пензенской области 

-Кто сейчас является губернатором Пензенской области? (Олег Владимирович Мельниченко)

— Пензенская область по составу населения многонациональна. Назовите основные народности, населяющие Сурский край.  (Русские, татары, мордва, чуваши)

-Имя какого великого поэта носит Пензенская областная библиотека? (М.Ю. Лермонтов)

-На одной из улиц Пензы находятся два музея. Назовите улицу и музеи. (Улица Кирова:

Литературный музей, Музей одной картины)

— Где на территории Пензенской области находится старейший музей стеклоделия и хрустального производства России? (В г. Никольске находится Музей стекла и хрусталя)

— Какое событие отражает огромное мозаичное панно на ул. Московской ? (Восстание крестьян в селе Кандиевка Башмаковского района, где впервые подняли красный флаг)

-Жители одного из сёл Пензенской области рассказывают о том, что выкапывают игрушки везде, когда копают огород и просто под ногами. Эти игрушки дают детям посвистеть, поиграть, и это такая радость. Как вы думаете, о каком селе идет речь и что это за игрушки? (Село Абашево)

— Перечислите площади г. Пензы

Площадь Дружбы               

Площадь маршала Жукова                               

Площадь Ленина

Юбилейная площадь                   

Площадь Победы                            

 Театральная площадь

На этом вопросы закончены. Всем спасибо за участие!

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. И это очень важно сегодня!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*