Конспект занятия Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Акула» развитие речи для детей 6-7 лет

МБДОУ детский сад № 110 г. Пензы «Страна детства»

Автор: воспитатель Краснова Елена Сергеевна

Цель: развитие связной монологической речи в процессе пересказа рассказа с опорой на сюжетные картинки.

Задачи:

  1. Вовлекать детей в диалог; стимулировать к ответам на вопросы. Формировать умение связано, последовательно, передавать содержание рассказа.
  2. Развивать слуховое внимание, умение правильно воспринимать литературное произведение
  3. Способствовать формированию интереса к художественной литературе.
  4. Воспитывать любознательность, доброту, отзывчивость, сопереживание за того, кто попал в беду.

Материал: рассказ Л.Н.Толстого «Акула» (Приложение 1), набор иллюстраций художника  А. Святского к рассказу (Приложение 2).

Оборудование: мяч, магнитная доска – 2 шт., магниты, микрофон.

Формы и  методы: художественное слово (загадка), чтение, беседа, пересказ, рассуждение, вопросы поискового характера, игровые приемы, рассматривание иллюстраций, анализ.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением морских путешествий, акулы, чтение рассказов Б.С.Житкова «Морские истории», чтение глав из энциклопедий: «Рыбы» С.Н. Анисимова, «Кто живет в глубинах вод» И.А. Новикова, , дидактическая игра «Кто, где обитает», беседа «Обитатели морей и океанов», раскрашивание картинок из альбома «Такие разные рыбы» Л. Крылова, пальчиковая игра «Акула». (Приложение 3).

Активизация словаря:  хобот, фитиль, ропот.

Планируемые результаты образовательной деятельности:  дети пересказывают литературный текст точно, последовательно,  активно отвечают  на вопросы по содержанию текста, высказывают оценочные суждения,  проявляют  положительные эмоции, интерес к художественной литературе.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я хочу вам рассказать о прогулке в наш  Пензенский океанариум в выходной день. Всей семьей мы посетили достопримечательность нашего города и увидели там огромный аквариум, в котором находился морской обитатель. Догадаетесь,  кто это был? (предположения детей). Отгадайте загадку, и узнаете, о ком идет речь.

Над водой взметнулась глыба-

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг.

Как вы догадались? Ребята, а кто-то из вас был уже в нашем океанариуме, видел акулу?

Дети отвечают.

Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает поиграть в игру с мячом (рассказать об акуле). «Какая акула», назвать  особенности, характеризующие акулу. (Быстрая, зубастая, хищная, кровожадная, подводная, гигантская и т. д).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением детей, купающихся в море, и спрашивает:

-Ребята, как вы думаете, что могло произойти с детьми?

Дети отвечают.

Воспитатель: Это иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Акула». Это короткий рассказ, о красоте и опасности морских путешествий, о чуде, на которое способен отчаявшийся родитель. Можем мы узнать, что случилось с акулой и детьми, если прочитаем рассказ?

Дети отвечают.

Воспитатель читает  рассказ Л.Н.Толстого «Акула» без цели на запоминание и беседует с детьми по содержанию.

Воспитатель: Дети, постарайтесь отвечать  на вопросы  полным ответом, аргументируя свой ответ примерами из текста.

Вам понравился рассказ? Почему автор Лев Николаевич Толстой назвал рассказ «Акула»? Что особенно запомнилось? Когда вы больше всего переживали о мальчиках?

Дети отвечают на вопросы, объясняя, почему они выбрали именно этот ответ (когда мальчики спрыгнули в воду, когда матросы заметили акулу с палубы, когда мальчики пытались уплыть от акулы, когда выстрелил артиллерист).

Воспитатель: Где стоял корабль?

Дети: Корабль стоял у берегов Африки.

Воспитатель: Где матросы устроили купальню?

Дети: Матросы  устроили купальню в парусе.

 Воспитатель: Кто находился с матросами на корабле?.

Дети: Два мальчика

Воспитатель: Зачем дети решили прыгнуть в открытое море?

Дети: Им было тесно в парусе.

Воспитатель: Как вы думаете, автор одобряет поступок мальчиков ?

Дети: Нет, не одобряет.

Воспитатель: Как отреагировал старый артиллерист на игры в море сына и его товарища?

Дети: Сначала он смеялся и радовался, что сын опередил товарища в плавании «наперегонки».

Воспитатель: Что заметили матросы с палубы корабля?

Дети: Акулу.

Воспитатель: Как описывает акулу автор и почему ?

Дети: Морское чудовище, потому что акула – это хищное животное.

Воспитатель: Как люди на корабле пытались спасти детей?

Дети: Они стали громко кричать.

Воспитатель: Как матросы решили помочь мальчикам?

Дети: Спустили лодку в море, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

Воспитатель: Как отреагировали дети, когда увидели акулу?

Дети: Раздался пронзительный визг.

Воспитатель: Как этот визг подействовал на отца мальчика?

Дети: Он стремительно побежал, выстрелил.

Воспитатель: Что произошло с  артиллеристом после выстрела? Почему его охватил страх?

Дети: Он упал, закрыв лицо руками. Он думал, что убил своего сына.

Воспитатель: Что привело в чувства артиллериста? Что он сделал?

Дети: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик, он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. Он увидел мертвую акулу.

Воспитатель: Какое он сейчас  испытывает чувство? 

Дети: Чувство радости, счастья.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем автор написал это произведение? Какой урок мы получили?

 Дети: Автор хотел показать, что нельзя совершать необдуманные поступки, этот рассказ о любви отца к своему сыну.

Воспитатель: С какой целью автор написал рассказ?

Дети: Чтобы пережить такие же чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа, показать мужество артиллериста.

Воспитатель: Верно, дети. Папа мальчика  не поддается панике в опасности, а проявляет  смекалку, действуя решительно, мужественно и спасает не только своего сына, но и его товарища. Автор показывает, как любовь отца к сыну помогает не терять самообладание, а заставляет действовать решительно в опасных экстремальных ситуациях.

Воспитатель: Как вы думаете, нужны ли такие герои в наше время?

Дети отвечают.

Физкультинутка «Море»

 Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)

Что нам чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вверх),

Пусть плывут сюда скорей! ( Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем ( ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке, (наклон вперед)

И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулак)

Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседания).

Воспитатель: Какой эпизод в рассказе вам показался самым волнительным?

Дети: Когда выстрелил старый артиллерист.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если бы матросы не заметили акулу? Что бы вы сказали детям, после их спасения?

Д/ игра «Разложи картинки по порядку»

Воспитатель: У меня есть иллюстрации к этому рассказу,  но они перепутались. Вы мне поможете разложить картинки по порядку? Предлагаю разделиться на две команды.

Одна команда будет восстанавливать последовательность событий в рассказе от начала и до середины (когда матросы заметили акулу в море).

А вторая команда разберёт картинки от середины и до конца рассказа.

Воспитатель следит за взаимоотношениями, оказывает индивидуальную помощь. Задает уточняющие вопросы. 

Дети выстраиваются в одну линию и рассказывают по цепочке. Затем крепят картинки на магнитной доске.

Итог: Воспитатель: Дети, у меня в руках свободный микрофон, сейчас мы по кругу передадим его друг другу, и вы кратко расскажите: понравилось ли вам сегодня всем вместе работать? Запомнили ли вы рассказ Л. Н. Толстого? Кому захотите его рассказать?

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*