Сценарий познавательно – игровой программы посвященной Дню машиностроителя

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технического творчества» 

                                                                  Автор: С.Л. Челашова

                                                                                  Педагог-организатор

Пояснительная записка

  Данная методическая разработка представлена в виде сценария мероприятия с презентацией. Она может быть использована для проведения массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования, школах. Мероприятие предполагает участие в нем детей младшего и среднего возраста.

Продолжительность мероприятия 50-60 минут.

Актуальность.

В современном мире у многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватное     способностям    и    профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную    необходимость    в    организации профориентационной деятельности с учетом новых социально-эконо­мических реалий уже в начальной школе.    

 Цели:

  1. Расширить  кругозор и представление учащихся о разнообразий существующих профессий, о требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса, в частности, машиностроительной отрасли.
  2. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
  3. Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать.

Задачи:  

Образовательные задачи:

  • Создавать условия для расширения знаний и представлений учащихся о многообразии мира профессий;
  • учить ориентироваться в мире профессий.
  • учить видеть необходимость в определении профессии,  в необходимости развития способностей, необходимых  для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.

Воспитательные задачи: 

  • способствовать сплочению коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.

Развивающие задачи: 

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также умению работать в группах;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  • формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии
  • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Для решения данных задач Центр технического творчества  располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса в объединениях различной направленности (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях, специально организованные массовые мероприятия профориентационной направленности.

Подготовительная работа: подготовить инвентарь для проведения конкурсов.

Используемые электронные медиа/продукты/ресурсы/издания :

Мультимедиа-проектор

Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)

Персональный компьютер, экран

Выход в интернет (подготовительная работа)

Мультимедийная презентация

Цель использования техники/ресурсов:

Использование мультимедиа на данном мероприятии позволяет эффективнее представить эту тему, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения  нового материала. Этому способствует тезисность, информативность, наглядность, увлекательность презентации. Разнообразный иллюстративный ряд,  звуковой  материал задействует все каналы восприятия учащегося, что помогает в освоении материала, пробуждает эмоциональную сферу ребенка, воспитывает познавательный интерес.

 Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем мероприятии. Вы знаете, что каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь.

     Сейчас главным для вас является учеба, занятия в кружках, ваше разностороннее развитие –  это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Учеба — тоже труд и, причем, непростой. Когда вы окончите школу, придет  пора серьезно задуматься о выборе своей профессии.

А какие профессии вы знаете? Аукцион профессий.

Ведущий: Молодцы ребята. Вы много профессий знаете, но сегодня наша программа посвящена Дню машиностроителя.

(сл.1)  А как вы думаете, кто такие машиностроители, чем они занимаются?

(сл.2) Машиностроение – промышленность, занимающаяся производством машин. Это базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, важнейшая отрасль промышленности.

Машиностроитель – специалист по машиностроению.

(сл.3) Последнее воскресенье сентября – День машиностроителя

Это профессиональный праздник рабочих и инженеров машиностроительной отрасли РоссииБеларусиКазахстанаКыргызстана

И, ведет свою историю еще с советских времен. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях».

Все мы видим, как много стало на улицах города машин. Это легковые машины, автобусы, грузовики, мотоциклы и троллейбусы.

(сл.4) А как все начиналось. Люди давно задумывались об изобретении различных механизмов, помогающих в обычной жизни. Разгадана тайна первой в мире самодвижущейся машины, которую изобрел пять веков назад Леонардо да Винчи. Итальянские специалисты воссоздали ее по чертежу и даже заставили двигаться.

По принципу действия механизм напоминает детскую заводную игрушку. После того как взведена пружина, трехколесная деревянная тележка может проехать самостоятельно около 40 метров. Кроме того, она снабжена тормозом, который оператор дергает при помощи потайной веревки.

(сл.5) В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец машины с паровым двигателем, известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году — «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» — она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара.

(сл.6) 1780г. Первый отечественный серийный автомобиль. Изобрёл  Иван Кулибин. В 1791 году, им была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.

(сл.7) Появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 году его соотечественник К. Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. Это был трехколесный двухместный агрегат на высоких колесах со спицами. В движение его приводил бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью всего 0,9 л.

(сл.8) Автомобиль «Вело» Карла Бенца, 1894 год. Пока вместо руля — вращающийся в горизонтальной плоскости штурвал с рукояткой

(сл.9) В 1895 году К. Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Г. Даймлер изготовил первое такси и грузовик. В последнем десятилетии XIX века в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность.

(сл.10) Генри форд 19903 год —  коляска с приводом от бензинового двигателя мощностью 8 лошадиных сил.

(сл.11)Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде 1896год. Первый русский автомобиль. Создан Яковлевым и Фрезе.

(сл.12) Первый гоночный автомобиль.

 (сл.13) И как сложно сейчас нам представить, что каких – то 150 лет назад, желание прокатиться на самодвижущейся машине, казалось всем лишь несбыточной  мечтой.

(сл.14) У нас в городе работал  ТагАЗ с 1999 – 2014 года. Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) был одним из крупнейших автомобильных производств России. Это было современное динамичное предприятие, ориентированное на выпуск автомобилей мирового уровня.

(сл.15) ТагАЗ являлся автомобильным производством полного цикла, включающим сварку и окраску кузовов, а также последующую сборку

Каждый второй автомобиль Hyundai, продаваемый в России, был произведен на ТагАЗе. К сожалению, завод временно не работает, но при дальнейшем финансировании планируется наращивать объем продаж и расширять модельный ряд выпускаемых автомобилей.

(сл.16,17,18,19) Модели автомобилей выпущенных нашим заводом. К сожалению, завод закрылся. Но мы надеемся, что его восстановят.

Ведущий: Конструкторы автомобилей постоянно заняты разработкой новых моделей машин. Инженеры-проектировщики и дизайнеры придумывают формы нового автомобиля, его капот, сиденья, внешний вид.

Мотор и кузов производят, собирают и окрашивают при помощи огромных машин, оснащенных программами, – роботов, которые называются манипуляторами. Оператор программирует их и управляет ими. Электрик устанавливает электрическую цепь и кондиционер. Социологи собирают информацию о потребностях покупателей.

Вы когда вырастите, сможете освоить одну из профессий машиностроения.

Но я предлагаю вам не ждать так долго, а попробовать себя в роли машиностроителя прямо сейчас.

Разминка. Загадки

На колесах едет дом,

Люди могут ездить в нем.

По бокам большие окна,

Сверху крыша, чтоб не мокнуть. (Автобус.)

Не летает, не жужжит –

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Дал завод огни ему,

Чтоб глядеть он мог во тьму,

И колеса, и мотор –

Мчался, чтоб во весь опор. (Автомобиль.)

Это что – велосипед?

Нет дверей, кабины нет!

Лихо мчится, тарахтит,

Вдоль по улице летит. (Мотоцикл.)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус.)

Знаешь ли ты, что…

В мире насчитывается более 400 миллионов автомобилей.

Ведущий: Ребята, прежде чем собрать автомобиль, необходимо продумать дизайн и начертить эскиз модели.

  1. Конкурс. 2 команды по 4 человека. По команде участники по очереди подбегают, рисуют(1-кабину, 2-кузов, 3-колеса, 4-все, чего не хватает) и возвращаются к своей команде, передавая право хода следующему участнику.
  2. Конкурс.

Сборка Авто. Сложить картинки авто. Какая команда быстрее справиться с заданием – та и победила.

Но машинами называются не только виды транспорта, но и любые механизмы, совершающие какую-нибудь полезную работу, например: паровая машина, вязальная машина, швейная машина, стиральная машина, посудомоечная. А как вы думаете, какие машины в будущем могут появиться.

  1. Конкурс.

Раскрасить автомобиль. 2 команды по 4 человека. Чья команда быстрее и аккуратнее раскрасит автомобиль, та и победила.

  1. Конкурс. Тест – драйв авто.

2 команды по 5 человек. Каждому члену команды, по очереди, необходимо провести машинку между кеглями.

Назовите качества, которые необходимы для любой профессии.

(Внимательность, вежливость, трудолюбие…)

 

Ребята, подумайте, пожалуйста. Что понравилось вам сегодня? А что было трудно?

Что из сегодняшнего мероприятия самое полезное вы возьмете для себя.

Давайте сделаем необычный букет. Я приготовила стебли и серединки, а вы выбирайте лепестки.

Жёлтый – если вам было интересно.

Малиновый – если вы узнали много нового.

Фиолетовый – кому было скучно.

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.

   Да, вы много сегодня  узнали интересного о труде, о профессиях связанных с машиностроением.  Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в начальных классах и, по возможности, готовиться к этой профессии. 
Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями.

Ведь главное: Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии.

Желаю вам удачного выбора. А прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела. 
До свидания! До новых встреч! 

Литература

  1. http://www.tagaz.ru/
  2. Аблогина, С.Л. Кем мне стать: Материал для проведения классного часа, посвященного выбору профессии//Читаем, Учимся, Играем. – 2007 — №11.
  3. Береснева, Н.В. Классный час «В поисках своего призвания». // Последний звонок. – 2008 — №8.

Зулунова, Г.В. Профориентационная работа в школе / Начальная школа. – 2011 — №5.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*