Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 110 «Страна чудес»
город Пенза
Составила: Николаева Наталья Александровна
ЦЕЛЬ: создание условий для приобщения детей к истокам русской культуры.
ЗАДАЧИ:
— познакомить с традициями внутреннего устройства и убранства русской избы, предметами быта и их назначением;
— обогатить словарь детей народными пословицами и поговорками, новыми словами ( ухват, чугунок, рушник, подпечек, печурка и др.);
— развивать коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр;
— воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
*просмотр презентаций:
«какие бывают дома»
«русская изба»
«предметы старины»
* заучивание пословиц и поговорок
* разгадывание загадок на тему «Предметы быта»
* разучивание народных песен «Жили у бабуси», «Ой, блины , мои блины»
* чтение докучных сказок, русских народных сказок
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: обогащение представлений детей о быте русских людей; проявление интереса к прошлому своего народа; умение вести диалог со взрослыми
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы продолжаем путешествовать в прошлое. И сегодня я приглашаю вас в старинную русскую избу.
— Что вы знаете о русской избе?
ДЕТИ: — Это деревянный дом. Построен из бревен. Рубили избу топорами. Собирали без гвоздей. Помогали всей деревней.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Милости прошу в русскую избу.
Входя в избу, волей-неволей, каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог высокий, чтобы меньше дуло.
— На Руси было принято не многословить. А показывать свою радость и уважение к хозяевам дома жестами.
Именно отсюда, пошел обряд поклона. Предлагаю разучить этот обряд.
/Воспитатель показывает, дети повторяют/
МОЁ СЕРДЦЕ (руку к сердцу)
МОЁ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх)
ИДУТ С ДОБРОМ ( поклон).
—У наших предков существовали традиции по внутреннему устройству и убранству избы. Каждый предмет в избе имел свое определенное место и назначение.
В избе есть несколько замечательных мест.
-Как называлось самое почетное место в избе, где оно находилось, как выглядело? Расскажут об этом мои помощники.
РЕБЕНОК: — Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый, святой.
«Красный угол» находился напротив двери справа. Там на особой полочке стояли иконы. Это место нарядно украшали вышитыми полотенцами.
— А вы знаете, как называли такие полотенца? (рушник)
ВОСПИТАТЕЛЬ (или ребенок ) показывает рушник и предлагает его рассмотреть.
РЕБЕНОК: — Все важные события в семье отмечали в красном углу. Там усаживали самых дорогих гостей.
Отгадайте загадку и узнаете, что стояло в этом месте.
Ножек четыре, шляпок одна,
Нужен, коль станет обедать семья. (стол)
ВОСПИТАТЕЛЬ обращает внимание на длинный стол.
РЕБЕНОК: — Возле «красного угла» стоял длинный стол, убранный скатертью — столешником, лавки и скамьи. Лавки были широкие и длинные. Днем на них сидели , а ночью использовали для сна.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — А знаете, чем лавки отличались от скамьи? ( Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Спасибо моим помощникам.
Воспитатель предлагает присесть вокруг стола.
— Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали и вышивали, плели лапти и корзины.
/ВОСПИТАТЕЛЬ показывает посуду, корзины./
— Из дерева делали сундуки и хранили в них одежду.
У нас тоже есть сундук, давайте посмотрим, что в нем.
/Воспитатель пробует открыть, сундук не открывается./
ВОСПИТАТЕЛЬ: Этот сундук не простой, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, труде.
/ДЕТИ говорят пословицы/
/ВОСПИТАТЕЛЬ заглядывает в сундук/
— Столько всего интересного, но показать смогу только после того, как загадки отгадаете.
Загадка 1. Эту обувь не забыли, хоть давным — давно носили,
Влезут дети на палати, у печи оставят …. лапти
/Воспитатель достает и показывает детям лапти./
— Что это такое? Из чего делали? (из лыка)
Загадка 2. Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем…. утюг
/Воспитатель показывает старинный утюг./
— Вот таким утюгом гладили одежду. Насыпали горячие угли, утюг нагревался и им можно было гладить.
/Воспитатель предлагает детям попробовать погладить утюгом/
Загадка 3. Выпускает жаркий пар
Древний чайник…. самовар
— Что вы знаете о самоваре? (В нем кипятили воду и заваривали чай)
Дети рассматривают самовар.
Загадка 4. Верчусь, верчусь, не потею,
Только более толстею…. веретено
/Воспитатель показывает веретено./
— В старину в каждой избе были прялки. Когда заканчивались работы на полях, женщины пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие теплые вещи.
/Воспитатель вносит прялку, показывает шерсть, пряжу. Предлагает детям потрогать их руками/
— А чтобы не скучать долгими зимними вечерами за работой пели песни, рассказывали друг другу сказки. Наши ребята тоже знают докучные сказки.
Давайте послушаем.
/Два мальчика рассказывают докучную сказку/
Загадка 5. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. …. ложка
ВОСПИТАТЕЛЬ показывает деревянную ложку:
— Что это? /ложка /
— Из чего сделана? /из дерева/
— Почему такой формы? / удобно есть жидкую пищу, каши и похлебки/
Но ложки использовали еще и как музыкальный инструмент. Наши ребята тоже учатся играть на ложках, посмотрим, как у них это получается.
/ДЕТИ исполняют оркестровку песни «Жили у бабуси два веселых гуся»/
Предлагаю немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Я по горнице хожу и что вижу, расскажу ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упирается о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.
Воспитатель обращает внимание на подкову, висящую над дверью.
— Вешали подкову над дверью, напоминала чашу, считалась оберегом, дом будет полон счастья и благополучия. На следующем занятии попробуем сделать такие подковы из соленого теста.
/ВОСПИТАТЕЛЬ предлагает ребенку достать последнюю загадку/
— Странно, загадка есть, а сундук пуст. Помогите разобраться.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато, когда сыта,
От Федоры — теплота.
ДЕТИ: Это печь.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — В старину говорили: «Без печи и изба — не изба» В каждой избе стояла печь. Ее складывали из кирпичей, а сверху обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь — печник — пользовался почетом и уважением.
— Зачем нужна была печь?
ДЕТИ:
* обогревала избу,
* в ней пекли хлеб и готовили еду,
* на ней сушили одежду и обувь,
* сушили грибы, ягоды, рыбу,
* на ней можно было спать,
* помогала вылечиться от простуды.
ВОСПИТАТЕЛЬ предлагает подойти поближе к макету печи.
— А /имя ребенка/ знает, как к печи ласково обращались. Расскажи , пожалуйста.
РЕБЕНОК:
Ой, ты печка-сударыня.
Помоги нам, барыня:
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Подлечи и спаси,
В дом богатство принеси.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Рассмотрим макет русской печки.
В центре печи — топка. Сюда закладывали дрова, разжигали огонь. Когда дрова прогорали, оставались угли. Их разгребали и ставили чугунки с похлебкой или кашей. Чугунок ставили и доставали из печи ухватом.
/Воспитатель показывает как чугунок поставить и достать. Предлагает двум детям попробовать./
— Чтобы испечь хлеб, тесто клали на специальную лопату, вот такую.
А через некоторое время доставали испеченный каравай.
/Воспитатель кладет на лопату каравай из теста, отправляет в печь. Достает оттуда испеченный каравай. Предлагает одному ребенку перенести каравай на стол и положить на полотенце. Заворачивают хлеб полотенцем./
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Испеченный хлеб сразу не ели, укутывали полотенцем и оставляли на некоторое время, корочка получалась хрустящая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чтобы сохранить в печи жар и чтобы угли не вылетели закрывали топку заслонкой.
/Воспитатель предлагает повторить и запомнить это слово и объяснить , почему так назвали. Предлагает одному ребенку закрыть топку заслонкой.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Под топкой делали нишу для хранения дров и печной утвари — подпечек.
/Воспитатель предлагает повторить и запомнить это слово и объяснить , почему так назвали./
Воспитатель показывает кочергу и спрашивает, что это такое и зачем нужен этот предмет./
ДЕТИ: Это кочерга. Нужна чтобы сгребать угли и раскладывать дрова.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — В боковой стене делали небольшие ниши печурки.
— Как вы думаете, зачем? (Сушить варежки, шапки и другие вещи)
— Самое любимое место на печи — лежанка. На лежанке спали ночью, отдыхали днем. Чаще всего это место уступали детям и старикам. Детей жалели, стариков уважали.
— Не было у наших предков ни телевизоров, ни компьютеров, ни телефонов. Но они не скучали. Веселили друг друга частушками и песнями, играми.
— Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Перенеси скалку»
Нужно передать скалку без помощи рук, спрятав ее под мышку. Кто держит скалку, тот отвечает на вопросы.
— Как называлось самое почетное место в избе?
— На чем спали и сидели наши предки?
— Чем топили печь?
— Из чего делали печь?
— Где хранили одежду и ценные вещи? и т.д.
/Дети играют в игру/
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! Понравилось вам путешествие в прошлое? Мы обязательно продолжим на других занятиях.
— Ну а наших гостей предлагаю поблагодарить за внимание песней.
Дети исполняют народную песню « Мы давно блинов не ели» и угощают присутствующих блинами.
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ |
ПРИМЕЧАНИЕ |
1. Мотивационный
2. Основной 3. Рефлексия |
Воспитатель предлагает продолжить путешествие в прошлое и приглашает детей в русскую избу.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что такое изба и что они знают о ней.
Воспитатель обращает внимание на сложившиеся традиции по устройству избы и предлагает детям послушать о самом почетном месте в избе «Красном угле»
|
Дети входят в помещение, обращают внимание на высокий порог и низкую дверь.
Дети рассказывают сами и отвечают на вопросы педагога.
Подготовленные дети показывают на банер, изображающий красный угол, и рассказывают о том, что там находилось и что это было за место.
Дети располагаются вокруг стола и рассматривают предметы старины (лапти, утюг, веретено, прялку, ложку, самовар) |
Вход в помещение оформлен в виде деревянного сруба с высоким порогом и низкой дверью.
Демонстрируются рушники, длинный стол, покрытый столешником. |
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
ПРОИГРЫШ
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
ПОВТОР 1 КУПЛЕТА
— Много интересного вы узнали, предлагаю вам поиграть. Я начинаю пословицу или поговорку, а вы продолжайте.
- Не красна изба углами, а …… красна пирогами.
- Что есть в печи…. все на стол мечи.
- Хлеба ни куска ….. стол доска.
- Труд человека кормит, а …. лень портит.
- Умей в гости звать,… умей и угощать.
Игра «Что было, что стало»
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.
Раньше носили лапти, а сейчас…
Раньше готовили в печи, а сейчас…
Раньше спали на лавках, а сейчас…
Раньше одежду хранили в сундуках, а сейчас…
Раньше воду из колодца носили, а сейчас….
Ой, ты печка-сударыня.
Помоги нам, барыня:
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Подлечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упирается о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.
А наш домовой теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?
VI. Дидактическая игра «Найди пару»
Хозяйка: Наш домовой уже многому нас научил, но он не один оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. Может быть вам известно, что вешали над входной дверью? (Ответы детей)
VII. Практическая работа.
Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!
– Корни народного искусства следует искать в тех далёких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом – деревня.
– Почему деревня называется так?
– Потому, что все строения в ней были деревянными.
– Дерево было самым популярным материалом, потому что его было просто обрабатывать и стоило оно недорого. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки.
– Сегодня мы с вами побываем в настоящей русской избе.
– Что такое изба? Это жилище, жилое строение
– Вы слышали выражение «чувствую себя, как дома?»
– Что оно означает? (Хорошо, свободно, радостно).
– Недаром говорят: «В гостях – хорошо, …».
– Кто подготовил стихотворение?
«Пускай мне хорошо в гостях, но лучше дом родной.
В каких бы ни был я местах – всегда вернусь домой.»
– Так вот, ребята, наши предки много трудились и делали всё своими руками. В старину отчий дом переходил к старшему сыну. Начинали строить дом осенью, после завершения полевых работ. Сначала пускали корову на предполагаемое место для дома (слайд 2) и дожидались момента, когда она ляжет, на том месте и ставили дом. Участок под дом опахивали по кругу (схема на листе), делая защиту. Затем вписывали квадрат, который потом делили на четыре равные части. Отмечали центры каждого малого квадрата. Получался рисунок засеянного поля, призывающий на отмеченную таким образом территорию достаток и плодовитость для скота и потомство для хозяев. Затем хозяин будущего дома запрягал лошадь и отправлялся поочерёдно на четыре стороны света в поисках вековых валунов (слайд 3) для закладки в углы основания будущего дома. Это было требование вполне практичное: во первых, такие камни, пролежав под открытым небом и выдержав удары непогоды в течение многих лет, доказали свою прочность. Во вторых, им предстояло лежать на новом месте с осени до весны. За это время, испытывая воздействие дождей и морозов, они продавливали почву до тех пор, пока не обретали окончательную устойчивость, что также служило будущей устойчивости дома. В основание дома, кроме вековых валунов, сыпали горсть зерна или помещали клочок шерсти, воск, ладан или конский череп (в зависимости от рода деятельности хозяина). В центр сруба прикапывали молодую берёзку с корнями. Если она не завянет до окончания крыши, значит это добрый знак. Если завянет, значит что-то сделали не так, или дерево было «нечистое».
До самых крещенских морозов по устройству дома больше ничего не предпринимали. Брёвна заготавливали (слайд 4) в морозное полнолуние, отбирая здоровые (ровные, не покорёженные), звонко отзывающиеся на удары топора стволы. Рубили их, (слайд 5) прося прощения у леса и дерева, за то, что губят по необходимости живыми. Именно рубили, а не пилили: пила лохматит срез дерева, и оно быстро загнивает. Рубленная топором поверхность – гладкая, место сруба не гниёт, в нём не заводятся насекомые. Такое дерево не будет гнить. Сам дом называли рубленым, а стены – срубом. Выбор времени для заготовки материала тоже не случаен: в мороз остановлено сокодвижение, и при высыхании дерево меньше деформируется. Также, наши предки считали, что деревья зимой спят и им не так больно, когда их рубят.
На дом брали ель, сосну, кедр, лиственницу (слайд 6) К каким породам относятся такие деревья? (К хвойным породам)
– Почему на сруб дома брали именно деревья хвойных пород?
– Во-первых, они содержат смолу, что способствует прочности дома; во-вторых они выделяют эфирные масла, которые дезинфицируют воздух, делают построенное из них жильё экологически чистым.
Деревья рубили по правилам: срубленное дерево обязательно должно упасть макушкой на восток. Дерево, упавшее на запад, считалось «нечистым» и для строительства его не использовали, пускали на дрова. Заготовленные стволы свозили на место будущего дома, укладывали в центр между валунами и оставляли до марта высыхать. Строить начинали в марте, (слайд 7) когда месяц набирал силу. Это было время, когда уходили последние сильные морозы, а до первых весенних работ в поле ещё было время. Связь с определённой фазой луны была не случайна: вековые наблюдения показали, что от новолуния до полнолуния всё растёт активнее, и считалось, что все важные дела нужно начинать именно в это время. Строя до полнолуния, хозяевам желали благополучия. Работали всей деревней, ставили сруб. При постройке не использовали ни единого гвоздя. Вечером хозяин накрывал работникам стол, все веселились, водили хороводы и пели песни.
– Итак, ребята, вы внимательно слушали, как люди в старину подготавливались к строительству своих домов, а теперь ответьте мне на вопросы:
– К какому сыну переходил дом в крестьянской семье? (К старшему)
– Какое животное определяло место для строительства дома? (Корова)
– В каком месяце начинали заготавливать брёвна для строительства? (В январе)
– Каким инструментом пользовались для заготовки? (Топором). Почему?
– Что говорили когда рубили деревья? (Просили прощения у леса)
– В какую сторону света должны были падать макушкой деревья? (На восток)
– В каком месяце начинали строить дом? (В марте)
– Какая должна была быть луна? (От новолуния до полнолуния)
– Использовались ли при строительстве дома гвозди? (Нет)
– Как люди праздновали окончание строительства дома? (Водили хороводы и пели песни)
– Молодцы, ребята. Все вы правильно отвечали на мои вопросы. Давайте теперь мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы)
Дом располагали так, чтобы вход был с юго-запада, потому что входя в дом, человек должен был поклониться святому углу с иконами (слайд 9), которые были обращены на восток, к восходу солнца. Кроме того, такое расположение входа дома позволяло максимально сберегать тепло в зимнюю стужу, когда дули преимущественно холодные северные ветра. Половицы настилали по ходу движения от двери (слайд 10).Это связано с тем, что со временем половицы ссыхались и, входя в дом с дровами или с водой, можно было запнуться. Стол ставили вдоль половиц. Считалось, что, поставь наоборот, и всё в доме пойдёт наперекосяк. За трапезой хозяйке следовало сидеть спиной ко входу, напротив мужа. Вдоль длинных сторон рассаживали детей. Печь (слайд 11) располагали в западном углу (по диагонали с красным углом). Таким образом, место хозяйки оказывалось расположенным ближе и удобней всего к печи. Слева от печи располагали вход в подпол, где на льду хранились овощи.
Дом являлся единым оберегом жизни семьи, (слайд 12) поэтому со всех сторон был защищен резьбой, которая имела особый смысл.
Каждый дом имел свое лицо – фасад (слайд 13).Так произошло слово «улица» от выражения дорога у лица дома. На лице дома находились окна. (Слайд 14). Окна закрыты – дом спит. Весело поблескивают чистыми стеклами – в доме все в порядке. Окна должны были выходить только на одну сторону.
Дверь, как правило, оберегалась мало, т.к. у неё был порог, а он и мыслился, как граница, через которую зло само перешагнуть не может. Порог был замком – оберегом. Отсюда и пошёл запрет лазить в окна – там нет порога, и за тобой может легко прошмыгнуть зло. Окна оберегались особо: ночью обязательно закрывали проёмы ставнями с обереговыми знаками. Первоначально окна (слайд 19) имели иную конструкцию шкафов-купе и затягивались бычьим пузырём, т.к. стекол не было. Окно закрывалось деревянной задвижкой и называлось волоковое.
Бытовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, дух, оберегающий семью, находится не в избе, а под окном, поэтому выбрасывать мусор из окон на улицу запрещалось. Но принято было считать, что милостыня, поданная через окно, угодна Богу, так скорее дойдёт до него. Русские крестьяне считали, что весть, полученная через окно, всегда приводит к переменам, поэтому через окно переговариваться опасались.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стоят парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Оставить комментарий