Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №111 города Пензы
«Олененок»
Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна
Введение
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только весёлые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проблема
Недостаточные представления детей о зимующих птицах и их нуждах в зимний период.
Актуальность
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача — познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы, вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.
Вид проекта: групповой, краткосрочный (2 месяца: январь, февраль)
Тип проекта: информационно-творческий.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
Задачи:
- Расширить знания детей о зимующих птицах.
- Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
- Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
- Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.
Объект: птицы.
Предполагаемый результат:
-расширение кругозора детей о зимующих птицах;
-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);
-развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;
-воспитание у детей сострадания и любви;
-активное участие детей и родителей в помощи птицам;
-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей.
Участники проекта:
-дети средней группы;
-воспитатели;
-родители.
Выполнение проекта:
Девиз: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Этапы работы
1-й этап – подготовительный
- Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта
- Подбор детской художественной литературы.
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2-й этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
- Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.
- Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
- Наблюдения за птицами у кормушек.
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
3-й этап – обобщающий
- Ознакомление родителей с результатами проведённой недели: «Зимующие птицы».
- Участие в акции «Птичья столовая»
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Познавательные беседы:
— Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой».
— Беседа: «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»
— Беседа «Зимующие птицы»
НОД:
- Конспект НОД по рисованию «Зимующие птицы»
- Конспект НОД (коллективная работа) по рисованию «Ветка рябины для снегиря»
Рассматривание:
иллюстраций с изображением зимующих птиц; фотографий.
Слушание и заучивание:
Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадывание загадок о зимующих птицах; творческое рассказывание: «Как я спас птичку».
1.Стихотворения.
— А.Барто «Снегирь»
— А.Барто «Покормите птиц зимой»
— Н. Рубцов «Воробей»
— Н. Рубцов «Ворона»
— А.Барто «Синица»
- Загадки о птицах.
- Пословицы о птицах.
- Поговорки о птицах.
- Приметы о птицах.
Чтение художественной литературы по теме проекта
— М. Горький « Воробьишко»
— М.С. Пляцковский «Отчего галка черная»
— Ирис Ревю «Возвращение на родину»
Использование игр:
1.Дидактические игры:
— «В зимней столовой»
— Игровое упражнение «Какая это птица»
— Игровое упражнение «Птички»
— «Кто зимовал, кто прилетит?»
— «Не сорока, не ворона»
— Словесная игра: «Прилетели птицы»
— «На птичьем дворе»
— «Кто как выглядит»
— «Чем питаются птицы»
— «Птенчики»
— «Чей голос?»
— «Летает, не летает»
2.Подвижные игры:
— «Третий лишний»
— «Что за птица?»
— «Птицы»
— «Не зевай»
— «Исправь ошибку»
— « Птички и кошка»
— «Совушка»
— «Воробушки и автомобиль»
— «Птичка и птенчики»
— «Воробушки и кот»
— « Кот и воробьишки»
— «Птички в гнездышках»
— « Воробей»
3.Театрализованные игры:
«Птичьи посиделки»
«Столовая для птичек»
Работа с родителями
- Папка-передвижка: «Покормите птиц зимой!»
- Участие в акции: «Фестиваль кормушек»
- Участие в изготовлении наглядно-дидактического альбома «Зимующие птицы»
- Участие в изготовлении муляжей « Зимующих птиц» из пряжи.
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной. У детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать птицам, пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта.
Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.
Список литературы
- Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологи». 2001г.
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
- Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
- Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Оставить комментарий