Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №111 города Пензы
“Олененок”
Автор: воспитатель Кулькова Ольга Павловна
Проблема: Дети мало знают о диких животных и среде их обитания.
Актуальность. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще с раннего детства многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с животными. Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в научной и художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта. Считаю, что благодаря разработке и внедрению этого проекта дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о животном мире; обогатиться их речь, пополнится словарный запас.
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: творческий
По содержанию: обучающий
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: долгосрочный(3 месяца)
Возраст: 3 – 4 года
Участники: воспитатели, дети и родители группы.
Цель проекта:
- формирование основ экологической культуры, представлений о диких животных нашего региона, их среде обитания, осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.
Задачи проекта:
- формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов;
- углублять знания детей о животном мире через чтение художественной литературы о животных;
- обучать навыкам художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх;
- воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость;
- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе проекта;
- развивать связную речь детей, обогащать словарь детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- формирование основ экологической культуры;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- у детей будут сформированы знания о диких животных (заяц, лиса, волк, медведь), их детенышах, повадках и среде обитания;
- установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
- активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный.
- Взаимодействие с детьми и их родителями.
- Выбор темы проекта.
- Постановка целей, задач.
- Определение методов.
- Подбор художественной литературы.
- Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
- Картотека: Артикуляционные упражнения на тему «Дикие животные».
- Библиотека: Стихи, потешки для развития мелкой моторики. Загадки.
- Просмотр видео мультфильмов с героями диких животных.
II этап – основной.
- В процессе организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности научить различать и правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания.
- Участие родителей в реализации проекта.
Формы работы:
- ООД
- Дидактические игры, подвижные игры
- Речевые игры, пальчиковые игры
- Сюжетно ролевые игры
- Театрализованная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Музыкально-ритмические движения
Реализация проекта в разных видах деятельности
Виды деятельности
Интеграция образовательных областей
ООД и совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Игровая
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- Дидактическая игра: «Чей детеныш?», «Что за зверь?», «Кто, кто в теремочке живет?», «Отгадай и назови», «О ком я говорю», «Кто лишний», «Мама и малыш», «Кто в лесу живет».
- Сюжетно ролевая игра: «Зоопарк», «Путешествие в лес», «Дома для животных»
- Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса», «Колобок»
- Двигательная
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Лиса и зайцы»,
- «Пройди мишкой — проползи мышкой»,
- «У медведя во бору»
- Пальчиковые игры по теме дикие животные
- Познавательное развитие
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- ООД «Дикие животные нашего леса»
- ООД «Как звери готовятся к зиме»
- Беседа «Обитатели наших лесов»
- Беседа «Сравнение диких и домашних животных».
- Беседа «Что мы узнали о диких животных»
- Чтение художественной литературы
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»
- Показ настольного театра «Маша и Медведь». Рассказывание В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко»
- Показ сюжетных картинок по сказкам «Три медведя», «Рукавичка», «Колобок»
- Чтение стихов, потешек, загадок о диких животных.
- Музыка
- «Речевое развитие»
- «Познавательное развитие»
- Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных
- Физическое
- развитие
- «Физическое развитие»
- Утренняя гимнастика «Медвежата», «Зайчики».
- Художественно-эстетическое развитие
- «Речевое развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- ООД Аппликация «Морковка для зайчонка»
- ООД Рисование «Берлога для медведя»
- Конструирование «Домик для животных»
- Раскрашивание раскраски «Лесные жители»
Содержание проектной деятельности.
Понедельник:
- В первую половину дня
- Беседа «Обитатели наших лесов»
- Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
- ООД по познавательному развитию «Дикие животные нашего леса»
- П/и «Зайка беленький сидит»
- Во вторую половину дня
- Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»
- Дидактическая игра: «Что за зверь?»
- Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»
- Предложить детям раскраски по теме
Вторник
- В первую половину дня
- Беседа «Сравнение диких и домашних животных»
- Сюжетно — ролевая ритмическая гимнастика «Лесные жители»
- ООД по развитию речи «Как звери готовятся к зиме»
- П/и «Мишка косолапый»
- Во вторую половину дня
- Дидактические игры «Мама и малыш»
- Конструирование «Домик для животных»
- Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
- Сюжетно ролевая игра «Путешествие в лес»
Среда
- В первую половину дня
- Показ сюжетных картинок по сказкам «Три медведя»,
- ООД ФЭМП по плану
- Дидактическая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»
- П/и «Лиса и зайцы»
- Во вторую половину дня
- Чтение и заучивание стихов о животных
- Дидактическая игра «Кто в лесу живет»
- Показ сюжетных картинок по сказке «Колобок»
- Сюжетно ролевая игра «Дома для животных»
Четверг
- В первую половину дня
- Дидактическая игра «О ком я говорю»
- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
- ООД Рисование «Берлога для медведя»
- П/и «Пройди мишкой — проползи мышкой»
- Во вторую половину дня
- Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса»
- Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»
- Предложить детям раскраски по теме
Пятница
- В первую половину дня
- Беседа «Что мы узнали о диких животных наших лесов»
- ООД Аппликация «Морковка для зайчонка»
- Пальчиковый театр «Колобок»
- П/и «У медведя во бору»
- Во вторую половину дня
- Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко»
- Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных
Работа с родителями.
- Оформление папки-передвижки «Дикие животные наших лесов»
- Консультация для родителей: «Что рассказать детям о диких животных»
- Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентации по теме проекта.
III этап – заключительный.
- Показ театра «колобок»
- Оформление фотовыставки по итогам проекта
- Создание выставки детских работ.
Выводы:
- Проект «Обитатели нашего леса» направлен на знакомство детей с дикими животными, их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
- В результате проведенной работы отмечено:
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
- активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Литература:
- С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
- О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Оставить комментарий