Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Синичкин день»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №111 города Пензы «Олененок»

Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

Цель: формирование у воспитанников  ценностного представления  о зимующих птицах родного края.

Задачи:

Образовательная:

  • расширять представление детей о мире птиц;
  • познакомить детей с экологическим праздником Синичкин День;

Развивающая:

  • развивать любознательность, мышление;
  • расширять кругозор;

Воспитательная:

  • воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях;
  • формировать бережное отношение к птицам.

Содержание образовательной деятельности.

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.

Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:

С жёлтой грудкою летит —

Что это за птица?

Как наряден её вид!

Звать её – (синица)

Дети: синичка.

Воспитатель: — Правильно, молодцы! «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной» — так говорили наши предки в старину. 12 ноября российские любители природы отмечают Синичкин день. Он был учрежден по инициативе общественной экологической организации — Союза охраны птиц России.

Вообще же в народном календаре этот день с незапамятных пор значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью. день Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.

  1. Основная часть.

Воспитатель: — Давайте вспомним, как выглядит синичка? Как она передвигается? Чем питается? Где зимует?

  • Внешний вид

Воспитатель: — Какая она по размеру – большая или маленькая?

Дети: — Маленькая

Воспитатель: — Чем покрыто её тело?

Дети: — Перышками, пухом.

Воспитатель: Какого цвета её перышки?

Дети: — Желто-зеленая грудка, черный галстучек, белые щечки, черная шапочка

Воспитатель: Какой у неё клювик?

Дети: — Маленький, прямой, остренький.

Воспитатель:  — Какие у неё глазки?

Дети: — Маленькие, круглые, черные, находятся по бокам головки.

Воспитатель: — Есть ли у неё ушки?

Дети: — Внешних нет, только дырочки на головке под перышками.

Воспитатель: — Сколько у неё крылышек?

Дети:  — Два

Воспитатель: — Есть ли у неё лапки?

Дети: — Две сильные лапки, с тоненькими пальчиками с загнутыми коготками

Физкультминутка: «Шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево — вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

  • Жизненные проявления: движения, звуки, питание.

Воспитатель: —  Что умеет делать наша гостья?

Дети: — Быстро летать, прыгать с ветки на ветку, прыгать по земле, оставляя вот такие крестики-следы (рисую на доске)

Воспитатель: — Верно, синичка легко лазает, как акробатка, по дереву. Одним словом —  непоседа.

Воспитатель: — Как же говорит синичка? Давайте послушаем, как она поет (ставлю аудиозапись с её голосом). Вы теперь, наверное, догадались, почему её так зовут? (синькает)

Воспитатель: — Как вы думаете, что ест синица?

Дети: — Летом – жучков, гусениц, червяков; зимой – семенами сорных трав

Воспитатель: — А где сейчас гусеницы и червяки?

Дети: — Спрятались

Воспитатель: — А чем мы её можем угостить?

Дети: — Семенами подсолнуха, несоленым салом, мясом, семенами арбуза, пшеном

  • Место обитания и сезонная жизнь

Воспитатель: — Сейчас синиц в городе в городе много, а летом было гораздо меньше. Где летом были синицы?

Дети: — В лесу.

Воспитатель: — Почему сейчас к нам прилетели?

Дети: —  Ищут у нас помощи.

Воспитатель: — Синичка очень шустрая птичка, как мы с вами выяснили. И очень любит играть. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Перелётные – зимующие птицы».

Дети — «птицы». Дети врассыпную перемещаются по «поляне» до черты, имитируя движения птиц.

Воспитатель произносит текст:

Осень пришла,

Наступили холода.

Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет.

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

Улетает, улетает

В теплые края.

А если воспитатель называет зимующую птицу:

Осень пришла,

Наступили холода.

Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет.

Дети останавливаются, присаживаются на корточки, на «поляне» и продолжают текст:

Но никуда не улетает.

Ей зима не страшна.

  1. Заключение

Воспитатель: Вот и у нас на участок прилетают разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Зинаида Александрова

После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*