Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна
Цель: формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
Образовательная:
- расширять представление детей о мире птиц;
- познакомить детей с экологическим праздником Синичкин День;
Развивающая:
- развивать любознательность, мышление;
- расширять кругозор;
Воспитательная:
- воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях;
- формировать бережное отношение к птицам.
Содержание образовательной деятельности.
- Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.
Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
С жёлтой грудкою летит —
Что это за птица?
Как наряден её вид!
Звать её – (синица)
Дети: синичка.
Воспитатель: — Правильно, молодцы! «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной» — так говорили наши предки в старину. 12 ноября российские любители природы отмечают Синичкин день. Он был учрежден по инициативе общественной экологической организации — Союза охраны птиц России.
Вообще же в народном календаре этот день с незапамятных пор значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью. день Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.
- Основная часть.
Воспитатель: — Давайте вспомним, как выглядит синичка? Как она передвигается? Чем питается? Где зимует?
- Внешний вид
Воспитатель: — Какая она по размеру – большая или маленькая?
Дети: — Маленькая
Воспитатель: — Чем покрыто её тело?
Дети: — Перышками, пухом.
Воспитатель: Какого цвета её перышки?
Дети: — Желто-зеленая грудка, черный галстучек, белые щечки, черная шапочка
Воспитатель: Какой у неё клювик?
Дети: — Маленький, прямой, остренький.
Воспитатель: — Какие у неё глазки?
Дети: — Маленькие, круглые, черные, находятся по бокам головки.
Воспитатель: — Есть ли у неё ушки?
Дети: — Внешних нет, только дырочки на головке под перышками.
Воспитатель: — Сколько у неё крылышек?
Дети: — Два
Воспитатель: — Есть ли у неё лапки?
Дети: — Две сильные лапки, с тоненькими пальчиками с загнутыми коготками
Физкультминутка: «Шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево — вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
- Жизненные проявления: движения, звуки, питание.
Воспитатель: — Что умеет делать наша гостья?
Дети: — Быстро летать, прыгать с ветки на ветку, прыгать по земле, оставляя вот такие крестики-следы (рисую на доске)
Воспитатель: — Верно, синичка легко лазает, как акробатка, по дереву. Одним словом — непоседа.
Воспитатель: — Как же говорит синичка? Давайте послушаем, как она поет (ставлю аудиозапись с её голосом). Вы теперь, наверное, догадались, почему её так зовут? (синькает)
Воспитатель: — Как вы думаете, что ест синица?
Дети: — Летом – жучков, гусениц, червяков; зимой – семенами сорных трав
Воспитатель: — А где сейчас гусеницы и червяки?
Дети: — Спрятались
Воспитатель: — А чем мы её можем угостить?
Дети: — Семенами подсолнуха, несоленым салом, мясом, семенами арбуза, пшеном
- Место обитания и сезонная жизнь
Воспитатель: — Сейчас синиц в городе в городе много, а летом было гораздо меньше. Где летом были синицы?
Дети: — В лесу.
Воспитатель: — Почему сейчас к нам прилетели?
Дети: — Ищут у нас помощи.
Воспитатель: — Синичка очень шустрая птичка, как мы с вами выяснили. И очень любит играть. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Перелётные – зимующие птицы».
Дети — «птицы». Дети врассыпную перемещаются по «поляне» до черты, имитируя движения птиц.
Воспитатель произносит текст:
Осень пришла,
Наступили холода.
Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет.
Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:
Улетает, улетает
В теплые края.
А если воспитатель называет зимующую птицу:
Осень пришла,
Наступили холода.
Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет.
Дети останавливаются, присаживаются на корточки, на «поляне» и продолжают текст:
Но никуда не улетает.
Ей зима не страшна.
- Заключение
Воспитатель: Вот и у нас на участок прилетают разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Зинаида Александрова
После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.
Оставить комментарий