Конспект НОД по ФЭМП «Образование числа 10» в старшей группе

 МБДОУ детский сад № 110 г. Пензы «Страна детства»

Воспитатель Краснова Елена Сергеевна

Тема: «образование числа 10»

Программное содержание: закрепить навыки счета предметов в пределах 9. Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10. Совершенствовать представление о частях суток. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать интерес к познанию.

Словарь: «насколько», «сутки».

Оборудование:

Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, магниты, треугольники и квадраты (по 10 штук,  указка)

Раздаточный материал: картинки с изображением частей суток,  полоски разной длины, картинки яблок и грибов (по 10 штук на каждого, карточки с двумя свободными полосками).

Предшествующая работа: игра «Считай дальше»

Методика проведения

1 Вводная часть. Воспитатель предлагает детям отправится в интересную страну математики, но для этого  нужно  с помощью игры «Считай дальше» попасть туда. Сделаем большой круг, слушаем правила игры: воспитатель бросает  мяч ребенку и называет любое число до 9, дети должны назвать число за названным. Каждый, кто назовет правильно число, попадет в страну математики.

После игры подводится итог: все молодцы,  вспомнили и повторили количественный счет от 1 до 9 и попали в волшебную страну математики.

2 Основная часть.

  1. Счет в пределах 9 (повторение изученного материала).

Воспитатель: Ой, смотрите ребята, что это такое я нашла? Конверт…Это Царица Математики приготовила для нас задания, препятствие, которое мы должны преодолеть. Сядьте за столы и внимательно слушайте задание,  Предлагаю посмотреть на магнитную доску, прошу одного ребенка отсчитать 9 квадратов и прикрепить их в верхнем ряду, говорю:

— Ксюша, прикрепи на магнитную доску в верхнем ряду 9 квадратов. Посчитай тихо и скажи громко, сколько всего квадратом в верхнем ряду ты отсчитала? (В верхнем углу всего 9 квадратов).

— Саша, прикрепи на магнитную доску в нижнем ряду 9 треугольников. Посчитай тихо и скажи громко, сколько всего треугольников в нижнем ряду? (В нижнем ряду всего 9 треугольников).

По сколько квадратов треугольников? Квадратов и треугольников поровну по 9.

  1. Счет в пределах 10 (изучение нового материала).

— Кирилл, прикрепи на магнитную доску еще1 треугольник. Считаю сколько теперь получилось треугольников: один, два… 10. Всего 10 треугольников.

Сколько всего треугольников (Всего 10 треугольников).

— Вита. посчитай тихо и скажи громко сколько всего треугольников? (Всего 10 треугольников).

Какое число мы получили? Мы получили число 10. Как мы получили 10 треугольников? Правильно, 10 треугольников мы получили, когда к 9 треугольникам прибавили еще 1. (Скажите, чего больше 10 треугольников или 9 квадратов? 10 треугольников больше чем 9 квадратов. Чего меньше, 9 квадратов или 10 треугольников: 9 квадратов меньше чем 10 треугольников.

Физкультминутка

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

  1. Игровое упражнение «Дары осени». Закрепление умения считать в пределах 10 на раздаточном материале.

Посмотрите, в стране математики в беспорядке разбросаны грибы и яблоки, мы должны их собрать и посчитать.

Положите на верхнюю полоску карточки 9 грибов? Сколько грибов на верхней

полоске карточки? На верхней полоске карточки 9 грибов.

Положите на нижнюю полоску 9 яблок. Сколько на нижней полоске карточки яблок. На нижней полоске карточки 9 яблок.

По сколько грибов и яблок? Грибов и яблок поровну по 9. Положите на верхнюю полоски карточки еще 1 грибок. Сколько грибом стало верхней полоске? На верхней полоске карточки стало 10 грибков.

Чего больше 10 грибов или 9 яблок? 10 грибов больше, чем 9 яблок. Чего меньше 9 яблок или 10 грибов? 9 яблок меньше чем 10 грибов.

Какое число больше 10 или 9? Число 10 больше числа 9.

Какое число меньше 9 или 10? Число 9 меньше числа 10.

Насколько 10 грибов больше 9 яблок? Грибов больше чем яблок на 1.

На сколько 9 яблок меньше 10 грибов? Яблок меньше чем грибов на 1.

На сколько число 10 больше числа 9? Число 10 Больше 9 на 1.

На сколько число 9 меньше числа 10? Число 9 меньше числа 10 на 1.

Что нужно сделать чтобы яблок и грибов стало поровну по 10? К 9 яблокам прибавить еще 1 яблоко.

Положите на нижнюю полоску 1 яблоко и посчитайте их. (сколько всего яблок? Всего 10 яблок. Как мы получили 10 яблок? К 9 яблокам прибавили еще 1 яблоко. Как мы получили число 10?К 9 прибавили 1. Поскольку яблок и грибов? яблок и грибов поровну по 10.

Вы научились образовывать число 10.

 

  1. Осталось всего одно задание. Называется оно «Части суток». Из скольких частей состоят сутки? Назовите их, покажите соответствующие картинки и выложите их в правильной последовательности (утро, день, вечер, ночь).  

Звезды пляшут и резвятся, шепчут что – то фонари, чудеса ребятам снятся, что продлится до зари?  (НОЧЬ).

День прошел, садится солнце, сумрак медленно крадется. Зажигайте лампы, свечи —  наступает темный?    (ВЕЧЕР).

Небо вдруг порозовело, тихо – тихо и несмело, солнце красное лучом  что открыло, как ключом?   (УТРО).

Что было вчера и что будет завтра?   (ДЕНЬ).

Воспитатель предлагает еще раз составить сутки от названной им части. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки.

   Игра повторяется 2–3 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все испытания, которые приготовила для нас Царица Математики мы выполнили. Нам пора возвращаться в детский сад. Возвращаемся на ковер, (повторяется игра «Считай дальше») Вам понравилось наше путешествие? Чему вы научились сегодня? С каким числом мы познакомились? Что вам понравилось? В какие игры вы играли? Вы большие молодцы, ребята.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*