Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию подготовительной группе «Обрядовое каргопольское печенье – Тетерка»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»

 Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

Цель: Познакомить детей с традициями изготовления обрядового печенья «Тетерки».

Задачи:

Обучающие:

  • дать знания об истории и разновидностях обрядового печенья «Тетерки».
  • научить работать с новым поделочным материалом – соленым тестом;
  • обучить новым приемам обработки материала.

Развивающие:

  • развивать у детей мелкую моторику рук.
  • развивать и укреплять интерес к культуре славянских народов;
  • развивать фантазию, мышление ;
  • развивать художественно-творческие способности

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать уважительное отношение к народным традициям.
  • воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы; кувшин с водой, ржаная мука, растительное масло, соль, схемы узоров Тетёр, индивидуальные доски для лепки, аудиозаписи народных наигрышей, колпаки на голову, фартуки, салфетки.

Содержание образовательной деятельности.

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.

Воспитатель: — Жаворонушки,

Перепёлочки,

Птички – ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

Воспитатель: — Ребята, а какое сейчас время года? (весна)

Воспитатель: — Почти у всех народов существуют обычаи встречи весны. Её издавна не просто ждали, а зазывали (по старому – закликали). Как вы думаете, почему? Чем же зазывали весну?

Дети: — Весну зазывали закличками.

Воспитатель: — А какие вы знаете заклички:

Дети:

Жаворонок, жаворонок

Улетай-ка далеко

Принеси нам тепло

Сел на дугу

Воспевай на лугу.

 

Весна, весна!

Приходи красна!

Принеси радугу в облаках

Цветы белые в кустах

Солнце яркое в небесах.

 

Жаворонки прилетите

Весну красну принесите

Нам зима надоела

Много хлебушка поела.

Воспитатель: — А также весну закликали с помощью обрядового печенья «жаворонки». В старину весной в разных уголках нашей страны России было принято печь особое обрядовое хлебное печенье, чтобы с его помощью «закликать» весну.

  1. Основная часть.

Воспитатель: — Мы с вами в каком городе живем?

Дети: — Пенза.

Воспитатель: — А область наша как будет называться?

Дети: — Пензенская область.

Воспитатель: — Правильно. А вот в нашей стране России есть Архангельская область, это к северу от Москвы. И там находиться город Каргополь. В Каргопольском районе Архангельской области в день весеннего равноденствия 22 марта пекли особое витое печенье – так называемые «тетерки».

Воспитатель: — Но почему обрядовое печенье названо именно “тетеркой”? Может, потому, что в Каргополе, как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню петь и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой.

Воспитатель: — “Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня и даже ребятишки — за столом во время работы не было лишнего места!

Воспитатель: — Вот таким печеньем зазывали весну (показываю иллюстрации). Дети, а мы будем зазывать весну? Что мы для этого должны сделать?

Дети: — Мы должны сделать печенье!

Воспитатель: — Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в пекарей, для этого вы должны вымыть руки, надеть колпаки и фартуки.

Воспитатель: — Из чего же готовят это печенье?

Дети: — Из теста.

Воспитатель: — Ну что ж пора нам затевать тесто для тетёр. Помогите мне вспомнить, что нам потребуется для этого.

Физкультминутка.

Дети называют ингредиенты для теста, руками и звуками изображают, как они замешивают тесто.

Насыпаем муку ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш,

Добавим соли с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с,

Нальем воды (цоканье языком),

Молодцы ребята. Теперь мы с вами можем замесить тесто.

Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу).

Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол (присели).

Тесто убежало, начинай сначала (лёгкий бег на месте).

 

Воспитатель: — Спасибо ребята за помощь. Наше тесто готово к работе. Теперь нам нужно выбрать какой узор Тетерок мы будем выполнять.

Воспитатель: — Работа над печеньем начинается с раскатывания длинных, достаточно тонких жгутов, которые затем нужно уложить в соответствии с придуманным узором. Считалось, что жгутики не должны рваться, а должны быть длинными как наша жизнь.

Воспитатель: — Посмотрите, на что похожа тетерка по форме? (на солнышко)

Воспитатель: — Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца — все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается тремя большими кругами — ободами, околами, завитыми по солнышку. Словно рама вокруг основного узора.

Воспитатель: — Лепить начинаем с середины и делее по кругу. Центральная часть, дает название узору, может состоять из кружочков — “колечушек”, “восьмерушек”, “большого креста”, “солнышка” и обегающих вокруг “коников”, “полукоников” либо навитых “кудерочков”.

Воспитатель: — Ведь узоров было много: «Узорчатки», «Вколечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмёры», «Лесенка», «Шестерёнка», «Коники», «Карета». И каждый из них, что-то означает (рассматривание шаблонов узоров Тетёр).

Воспитатель: — Теперь, когда каждый выбрал себе узор, можем приступить к работе.

Работа детей в творческой мастерской. Далее дети под спокойные наигрыши народных мелодий выполняют творческую работу.

3 .Рефлексия:

Воспитатель: — Ребята, какие чудесные, витиеватые тетерки у вас получились! Мы отнесем их на кухню чтобы, там повара их запекли. А когда они будут готовы, сможем все вместе украсить ими деревья на площадке нашего детского сада.

Воспитатель: — А теперь предлагаю поиграть в игру: «Тетерка пришла»

от Москвы. И там находится г. Каргополь.

Он знаменит Каргопольскими игрушками. И мы все

любим лепить коников, полкана, барышень.

И сегодня занятие наше называется «Каргопольские

тетёрки»

Но почему обрядовое печенье названо именно

“тетеркой”? 

В Каргополе,как и в ряде других северных областей,

сохранилось древнее предание о посвящённой солнцу

птице –глухаре. .Местные жители называли его

глухим тетеревом, либо просто тетеркой.

Каргопольские гончары, изготавливая посуду древним

ленточным способом, тоже свивали глиняный шнур и

называли его тетёркой, а ещё в старину по Летнему

берегу Белового моря ходила золотая монета –

«тетерка»  .  Важно то, что красивый древний обычай

живет в памяти народной. “Тетерки” — это доброе

весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда

ждем мы после долгой холодной зимы..- Когда и по

какому случаю их пекут?

Живет на каргопольской земле красивый древний

обычай. Весной, в пору равноденствия(20 марта ),

когда день равняется с ночью; пекут в здешних

деревнях тетерки.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли

за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня и

даже ребятишки —за столом во время работы не было

лишнего места! Так, вместе навьют сто —двести

“тетерок”, назавязывают их разными узорами

Но почему обрядовое печенье названо именно

“тетеркой”? 

В Каргополе,как и в ряде других северных областей,

сохранилось древнее предание о посвящённой солнцу

птице –глухаре. .Местные жители называли его

глухим тетеревом, либо просто тетеркой.

Каргопольские гончары, изготавливая посуду древним

ленточным способом, тоже свивали глиняный шнур и

называли его тетёркой, а ещё в старину по Летнему

берегу Белового моря ходила золотая монета –

«тетерка»  .  Важно то, что красивый древний обычай

живет в памяти народной. “Тетерки” — это доброе

весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда

ждем мы после долгой холодной зимы..- Когда и по

какому случаю их пекут?

Живет на каргопольской земле красивый древний

обычай. Весной, в пору равноденствия(20 марта ),

когда день равняется с ночью; пекут в здешних

деревнях тетерки.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли

за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня и

даже ребятишки —за столом во время работы не было

лишнего места! Так, вместе навьют сто —двести

“тетерок”, назавязывают их разными узорами

Тетёра шла,
Моховая шла

Шла по удалью

По заудалью
Сама прошла,
Всех детей провела,
Самого лучшего детёныша оставила.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*